23
июня
Четверг
20:00
2016
Стоимость билетов:
350-500 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Эдуард Грач представляет. Молодые скрипачи"
I отделение

 концерт класса Народного артиста СССР, профессора Эдуарда Грача

Н.Паганини (1782-1840). Allegro maestoso (с каденцией Э.Соре) из Концерта №1 для скрипки с оркестром
Исп. лауреат международных конкурсов Наина Кобзарева
 
Н.Паганини (1782-1840). Adagio и Rondo (с каденцией Э.Соре) из Концерта №1 для скрипки с оркестром
Исп. лауреат международных конкурсов Александра Адьянова
 
Р.Штраус (1864-1949)-В.Пшигода (1900-1960). Вальс из оперы "Кавалер розы"
Исп. лауреат международных конкурсов Юлия Ролдугина
 
Ф.Ваксман (1906-1967). "Кармен - фантазия"
Исп. лауреат международных конкурсов Агафия Григорьева

 

II отделение

Э.Шоссон (1855-1899). Поэма ор.25
Исп. лауреат международных конкурсов Сепёл Цой
 
Э.Изаи (1858-1931). "Аврора" из Сонаты №5 для скрипки соло Соль мажор ор.27/5
Исп. лауреат международных конкурсов Елена Таросян
 
Г.Эрнст (1814-1865). Этюд № 6 для скрипки соло: Интродукция, Тема и Вариации на ирландскую песню «Последняя роза лета»
Исп. лауреат международных конкурсов Игорь Хухуа
 
Г.Венявский (1835-1880). Блестящие вариации на оригинальную тему для скрипки и фортепиано ор.15
Исп. лауреат международных конкурсов Сергей Поспелов
 
Партия фортепиано - Заслуженная артистка России Валентина Василенко

Исполняет – лауреаты международных конкурсов
молодые скрипачи - класс Эдуарда Грача (скрипка)

IN ENGLISH

О программе концерта

Искусство Никколо Паганини – крупнейшего итальянского скрипача и композитора, выдающегося виртуоза, одного из основоположников романтического исполнительского стиля – сохраняет свое значение и в настоящее время. Феноменальная скрипичная техника, «демонический» темперамент, яркая виртуозность исполнения еще при жизни музыканта породили легенды о сверхъестественной силе, питавшей его искусство. Эти качества в полной мере проявили себя в созданных композитором произведениях, в том числе написанных для скрипки концертах, концертных пьесах, 24 каприсах, циклах вариаций и др. Ференц Лист писал о Паганини: «Найдется ли еще один такой художник, жизнь и слава которого сияли бы таким ярким солнечным блеском, художник, которого весь мир в своем восторженном поклонении признал бы королем всех художников». Первый концерт для скрипки с оркестром был создан Паганини в 1816 году, он до сих пор остается одним из самых исполняемых сочинений. Для своего произведения композитор избирает классическую трехчастную форму (I. Allegro maestoso. II. Adagio. III. Rondo. Allegro spirituoso), наполняя его новым романтическим содержанием. Подчеркнуто экспрессивный стиль, контрастность образов, блестящие каденции, противопоставление солирующего инструмента и оркестра – все эти отличительные черты позволяют говорить о скрипичном концерте, как одном из самых значительных сочинений данного жанра
К жанру каприса («каприччи» — от итальянского capricci) Паганини обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные композитором 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера. 24 каприса были единственными скрипичными сочинениями, изданными при жизни автора, все остальные увидели свет только после его смерти.
Прообразом каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» — своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свое техническое мастерство. Эти принципы и продолжил Паганини, вырабатывая собственный исполнительский стиль и развивая оригинальные технические приемы. В сегодняшнем концерте прозвучит Каприс № 21 Ля мажор, построенный на сопоставлении контрастных разделов Amoroso (нежно, страстно) – Presto: здесь мелодически насыщенный, с богатой фактурой первый раздел сменяется неистовой, динамичной кодой.
Комическая опера Рихарда Штрауса «Кавалер розы» была завершена в 1910 году. Композитор совместно с либреттистом стремились воссоздать атмосферу галантного XVIII века, смело соединяя при этом традиционные и новаторские черты. Одним из самых популярных эпизодов оперы является Вальс, элементы которого неоднократно возникают на протяжении действия. Взоры многих музыкантов обратились к Вальсу, были созданы его многочисленные обработки для разных инструментов и составов. Среди таких авторов — чешский скрипач­–виртуоз Ваша Пшигода, крупнейший представитель национальной скрипичной школы, яркий романтик, наделенный незаурядной артистичностью. Он часто обращался к известным сочинениям других авторов, делая переложения и обработки для скрипки их произведений. К числу самых известных обработок является Вальс из оперы «Кавалер розы».
Написанная в 1874 году опера Жоржа Бизе «Кармен» до наших дней остается одним из самых исполняемых сочинений мирового музыкального репертуара. Сильные человеческие характеры, неистовые страсти, увлекательная интрига, блистательная музыка и щедрость выразительных мелодий притягивают взоры музыкантов, создающих на основе оперы многочисленные сюиты, фантазии, аранжировки. К их числу относится Франц Ваксман, автор Фантазии на темы из оперы, куда введены все основные темы — хабанера и сегидилья Кармен, куплеты Эскамильо и др.
Известный французский композитор Эрнест Шоссон, о котором Клод Дебюсси говорил как об одном из самых тонких музыкантов, оставил сравнительно немного завершенных сочинений. Современники отмечали его симфонию (1890), изящные песни на слова М. Метерлинка и П. Верлена, его единственную исполненную на сцене  оперу «Король Артус» (1903), продолжающую традиции вагнеровского «Тристана и Изольды». Но самым известным сочинением Шоссона остается его лирическая Поэма для скрипки с оркестром (1896), ярко отражающая стиль композитора и входящая в репертуар многих концертирующих скрипачей. Выразительная, проникновенная лирика, господствующая на протяжении всего произведения и передающая все оттенки глубоко сдерживаемого чувства, представлена композитором в рамках традиционной одночастной формы, соединяющей в себе изящные медленные и активные динамичные разделы. Главным же остается бесконечно прекрасное звучание скрипки, преобладающее в течение всего сочинения.
Бельгийский скрипач-виртуоз, дирижер и композитор Эжен Изаи по праву завоевал признание слушателей и считался, наряду с Ф. Крейслером, одним из самых блестящих исполнителей. Изаи писал: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств», тем самым обозначая собственные позиции в искусстве. Он также известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей–современников. Соната № 5 Соль мажор посвящена любимому ученику Изаи бельгийскому скрипачу и педагогу Матьё Крикбому (1871-1947). Композитор создает программную двухчастную композицию, где первая медленная часть «Аврора» является образцом пейзажной лирики, а вторая «Сельский танец» — жанровой сценкой.
 Точное название произведения австрийского скрипача и композитора Генриха Вильгельма ЭрнстаЭтюд № 6 для скрипки соло: Интродукция, Тема и Вариации на ирландскую песню «Последняя роза лета». Эрнстом создан цикл «Шесть этюдов», где каждый этюд посвящен одному из выдающихся скрипачей-современников, и № 6 — итальянцу Антонио Бадзини (1818-1897). Собственно же стихотворение «Последняя роза лета» принадлежит ирландскому поэту Томасу Муру (1805), положенное на музыку Дж. Стивенсоном. На тему этой песни в разное время писали вариации М. И. Глинка, Ф. Мендельсон и Г. В. Эрнст. Именно его сочинение считается одним из самых сложных в скрипичном репертуаре.
Творческая деятельность выдающегося польского скрипача, педагога и композитора Генрика Венявского тесно связана с Россией. В 1860–1872 года он работал в Петербурге, был придворным солистом, в 1862-1868 преподавал в Петербургской консерватории. По словам А. Г. Рубинштейна, Венявский принадлежал к виртуозам, «двигающим вперед искусство». Блестящие вариации на оригинальную тему, написанные в 1854 году, открываются торжественным вступлением, подготавливающим основную тему, построенную на торжественных интонациях, близких полонезу. Три разнохарактерных вариации завершаются развернутым финалом в ритме вальса со стремительной кодой.
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин