23
сентября
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"Музыкальная акварель"
I отделение

З. Карг-Элерт (1877- 1933). Соната - Аппассионата для флейты соло
Ю.Корнаков (1938 – 2006). Рапсодия на темы Н.Римского – Корсакова
С. Прокофьев (1891-1953). Соната для флейты и фортепиано
Л. Баллерон (1869-1916). «Непоседливая птица»

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Петров (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Александр Кашпурин
II отделение

П.Чайковский (1840-1893). Романс op.5
Ф. Шопен (1810 – 1849). Баллада №4, op. 52 f-moll
А. Скрябин (1872-1915). Соната № 2 для фортепиано (соната-фантазия)
 Листки из альбома ор.45 № 1 Es-dur, Fis-dur, op.58
 Соната № 4 для фортепиано op.30
С.Рахманинов (1873-1943). Романс «Здесь хорошо» op.21 № 7
 Романс «Не пой, красавица, при мне» op.4 № 4
 Романс  «Весенние воды» op.14 № 11

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Александр Кашпурин (фортепиано)

Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.

IN ENGLISH

 

О программе концерта

Зигфрид Карг-Элерт – известный немецкий органист и композитор, автор многочисленных сочинений, профессор Лейпцигской консерватории, активно участвовавший в современной музыкальной жизни страны. Однако в 1935 году, уже после смерти композитора, его творчество подверглось в нацистской Германии запрету, наряду с другой «неарийской музыкой». К числу наиболее известных сочинений Карга-Элерта принадлежат «Шестьдесят шесть хоральных импровизаций для органа» (1909), «Тридцать каприсов для флейты» (1918) — цикл изящных миниатюр, широко используемый в настоящее время в обучении начинающих флейтистов, и конечно, Соната для флейты соло, которую автор сопроводил указанием «Аппассионата» (1917). Яркое романтическое сочинение, одночастная Соната раскрывает богатый спектр музыкально-художественных оттенков и дает возможность исполнителю продемонстрировать труднейшие технические приемы.
Юрий Николаевич Корнаков — известный петербургский композитор, пианист, педагог. Его творчество охватывает разные жанры, но особой известностью пользуются произведения для флейты. Трехчастная Соната для флейты и фортепиано, созданная в 1970 году, стала одним из самых репертуарных сочинений не только в России, но и за рубежом. Прекрасное знание возможностей обоих инструментов, поразительно найденное соотношение классических и современных музыкально-выразительных средств, опора на разнообразные жанровые истоки позволяют композитору раскрыть в этом сочинении сложный мир человеческих переживаний.
Соната для флейты и фортепиано была написана С. С. Прокофьевым в 1943 году, но, несмотря на работу в военные годы, композитор создает светлое, оптимистичное произведение. Соната — это виртуозное, изящное, очень красивое сочинение, звучание которого всецело обусловлено возможностями флейты. Художественный строй Сонаты оказался созвучен многим опусам Прокофьева; здесь слышны отголоски «Ромео и Джульетты», интонации «Войны и мира» и других произведений. В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение. Позднее композитор сделал редакцию этой Сонаты для скрипки и фортепиано.
Французский флейтист Луи Баллерон многие годы проработал в оркестре Парижского театра Opera comique, исполняя основные флейтовые партии. Он пробовал себя и на композиторском поприще, создавая для своего инструмента программные пьесы. К ним относится и шуточная рондо-полька «Непоседливая птица» для флейты-пикколо и фортепиано, где тембр солирующего инструмента как нельзя лучше обрисовывает птичьи проделки.
Ф. Шопена по праву считают одним из создателей жанра инструментальной баллады. В написанных им в разные годы четырех балладах воплотился характерный для романтиков интерес к историческому прошлому, к фольклорным материалам, к элементам фантастики. Все баллады Шопена представлены в совершенно новых для музыкального искусства свободных формах. Одночастные по структуре, они соединяют в себе черты сонаты, вариаций и проч. Четвертая баллада, написанная композитором в 1842 году, раскрывает столь значимые для композитора темы Польши, где сплетаются драматические и пейзажные образы, слышны интонации народных песен и танцев. Все это разворачивается перед слушателем в повествовательном ключе, словно давая ему возможность ощутить беспредельную красоту звуковой картины.
Жанр фортепианной сонаты занимает важное место в наследии А. Н. Скрябина, в нем композитор проявил себя как смелый новатор, переосмысливший традиционный подход и создавший галерею произведений, каждое из которых становится новым словом в развитии европейского фортепианного искусства. Соната № 2 соль-диез минор соч. 19 была написана в начале 1890-х годов. Композитор посвятил ее Наташе Секериной — девушке, которой был тогда увлечен. Скрябин определил свое лирическое сочинение как «Соната–фантазия», подчеркнув тем самым ее выход за рамки привычного цикла и определив особенность ее образного решения. Две части Сонаты (Andante и Presto) соединены по принципу контраста: лирика с оттенком пейзажности первой части сменяется стремительным, тревожным движением в финале.
Лето 1903 года оказалось для А. Н. Скрябина необычайно насыщенным: за несколько месяцев им было написано около 40 фортепианных произведений, в число которых вошла и Четвертая соната Фа-диез мажор, созданная всего за два дня. После того, как Соната была опубликована, Скрябин пришел к мысли о необходимости предпослать ей пояснение, раскрывающее содержание произведения: «В тумане легком и прозрачном, вдали затерянная, но ясная, — звезда мерцает светом нежным. О, как она прекрасна! Баюкает меня, ласкает, манит лучей прелестных тайна голубая... Приблизиться к тебе, — звезда далекая! В лучах дрожащих утонуть — сияние дивное! То желание острое, безумия полное и столь сладостное, что всегда, вечно хотел бы желать без цели иной, как желание само... Но нет! В радостном взлете ввысь устремляюсь... Танец безумный! Опьянение блаженства! Я к тебе, светило чудное, устремляю свой полет! — К тебе, мною свободно созданному, чтобы целью быть полету свободному! В игре моей капризной о тебе я забываю. В вихре, меня уносящем, от тебя я удаляюсь. — В жгучей радости желания исчезает цель далекая... Но мне вечно ты сияешь, ибо вечно я желаю! И в солнце горящее, в пожар сверкающий ты разгораешься, — сияние нежное! Желанием безумным к тебе я приблизился! В твоих искрящихся волнах утопаю... И пью тебя — о, море света! Я, свет, тебя поглощаю!».
В этой программе — прекрасном лирическом эссе — заключено конкретное описание музыки Сонаты. Она состоит из двух частей (1. Andante 2. Prestissimo volando), звучащих без перерыва. Очень важен в обеих частях образ «далекой звезды», возникающей в различном облачении и олицетворяющей для композитора его устремленность — «полет» — к неведомому идеалу.
В 1904 году А. Н. Скрябин создает фортепианный цикл из трех пьес ор. 45, первая из них носит название «Листок из альбома». Удачное образное определение пьесы, раскрывающее ее несколько ностальгический оттенок, еще несколько раз использовалось композитором при создании фортепианных миниатюр, в том числе в отдельной пьесе ор. 58.
Осенью 1867 года П. И. Чайковский написал одну из первых своих фортепианных пьес — Романс фа минор ор. 5, представляющий собой образец лирической инструментальной кантилены. Романс был сочинен Чайковским в период его увлечения французской певицей Дезирой Арто, гастролировавшей тогда в России, и посвящен ей. Основная тема пьесы характерна для мелодики композитора — распевная, широкого дыхания, изобилующая выразительными интонациями. Темы подобного типа часто будут встречаться в произведениях Чайковского. И как почти всегда, композитор вводит в пьесу в качестве контрастной середины активный, действенный эпизод, в итоге все равно возвращающийся к первоначальному лирическому звучанию.
Эрл Уайлд — известный американский пианист и композитор, за свою долгую жизнь выступавший со многими солистами и музыкальными коллективами США. Ему принадлежит ряд концертных переложений классических сочинений мировой музыкальной культуры, в том числе — популярных романсов С. В. Рахманинова.
 
Проф.З.М.Гусейнова
 
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин