М.Равель (1875-1937). Соната №1 для скрипки и фортепиано ля минор
М.Равель (1875-1937). Соната №2 для скрипки и фортепиано соль мажор
П.Сарасате (1844-1908). Фантазия на темы из оперы Ж.Бизе "Кармен" ор.25
Э.Изаи (1858-1931). Соната №6 для скрипки соло Ми мажор ор.27/6
М.Равель (1875-1937). Рапсодия "Цыганка"
Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского Сергей Редькин
О программе концерта
Французский композитор, пианист и дирижер Морис Равель, продолжатель традиций музыкального импрессионизма, выступил как автор сочинений многих жанров, в которых богато представлена фольклорная и профессиональная музыка Франции и Испании. Он известен как создатель опер, симфонических, а также камерно-инструментальных и камерно-вокальных опусов. Среди сочинений для скрипки композитора выделяются его сонаты. В наследии М. Равеля долгое время оставалась известной лишь одна соната, созданная в 1927 году. Лишь в 1975 году была опубликована его ранняя одночастная соната, создание которой относится к 1897 году; рукопись сочинения уже после смерти композитора была обнаружена в его бумагах. Соната, по мнению исследователей творчества композитора, несет на себе отчетливые следы влияния музыки Г. Форе, у которого Равель учился в консерваторские годы. Отдельные элементы Сонаты затем отчетливо проявятся в знаменитом Фортепианном трио, созданном композитором в 1914 году. Соната написана в свободной одночастной форме, близкой рапсодии, в ней словно в калейдоскопе мелькают звуковые картины, а в звучании солирующего инструмента слышны элементы игры народных исполнителей.
В Сонате для скрипки и фортепиано № 2 преобладают светлые, пасторальные тона. Произведение создавалось композитором параллельно с камерно-вокальным циклом «Мадагаскарские песни» и образно во многом с ним связано. М. Равель предстает в Сонате как мастер лирического повествования, особенно в первой части (Allegretto). Вторая часть Blues. Moderato опирается на интонации и ритмы джазовых мелодий, которые в те годы постоянно звучали в парижских кафе. В третьей части, отмеченной композитором ремаркой «Perpetuum mobile. Allegro»,сохраняется «вечное движение», построенное на безостановочном звучании шестнадцатыми нотами. Свою Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения, с которой композитор консультировался в процессе работы над ним.
Сочинения М. Равеля, связанные с сюжетами из жизни разных народов, отличаются богатством национального колорита. В них композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорный дух и круг образов. Среди таких сочинений — концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Свойственные данному жанру свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение Равель посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была первой его исполнительницей.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных опусов — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Выдающийся скрипач Л. Ауэр писал: «Сарасате — феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала». Для своего инструмента сам Сарасате создал целый ряд сочинений, дающих возможность исполнителю продемонстрировать виртуозную технику. Концертная фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» была написана в 1883 году, Сарасате постоянно, с неизменным успехом исполнял ее в концертах. В Концертную фантазию вошли следующие фрагменты оперы:
1. Introduction. Allegro moderato (Aragonaise), построенное на материале антракта к 4-му действию.
2. Moderato (Habanera) — Хабанера героини (1 действие).
3. Interlude. Lento assai.
4. Allegro moderato (Seguidilla) — Сегидилья героини (1 действие).
5. Moderato-Animato (Gypsy Dance) — Цыганская пляска (2 действие).
Бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей–современников. Последняя, Шестая соната предназначалась испанскому музыканту Мануэлю Кирога. В своем сочинении Изаи обобщил опыт сольной скрипичной сонаты, идущий от И. С. Баха, и воплотил замысел в форме стройного одночастного сочинения, близкого к жанру концерта. Композитор не раз говорил: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств», это качество отличает и его Шестую сонату.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин