23
декабря
Пятница
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-500 рублей
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
сольный концерт
аб. Лауреаты Международного конкурса им.П.И.Чайковского (2015)
I отделение

М.Равель (1875-1937). Соната №1 для скрипки и фортепиано ля минор
М.Равель (1875-1937). Соната №2 для скрипки и фортепиано соль мажор
 

II отделение

П.Сарасате (1844-1908). Фантазия на темы из оперы Ж.Бизе "Кармен" ор.25
Э.Изаи (1858-1931). Соната №6 для скрипки соло Ми мажор ор.27/6
М.Равель (1875-1937). Рапсодия "Цыганка"

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Павел Милюков (скрипка)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия» Сергей Редькин

IN ENGLISH

О программе концерта

Французский композитор, пианист и дирижер Морис Равель, продолжатель традиций музыкального импрессионизма, выступил как автор сочинений многих жанров, в которых богато представлена фольклорная и профессиональная музыка Франции и Испании. Он известен как создатель опер, симфонических, а также камерно-инструментальных и камерно-вокальных опусов. Среди сочинений для скрипки композитора выделяются  его сонаты. В наследии М. Равеля долгое время оставалась известной лишь одна соната, созданная в 1927 году. Лишь в 1975 году была опубликована его ранняя одночастная соната, создание которой относится к 1897 году; рукопись сочинения уже после смерти композитора была обнаружена в его бумагах. Соната, по мнению исследователей творчества композитора, несет на себе отчетливые следы влияния музыки Г. Форе, у которого Равель учился в консерваторские годы. Отдельные элементы Сонаты затем отчетливо проявятся в знаменитом Фортепианном трио, созданном композитором в 1914 году. Соната написана в свободной одночастной форме, близкой рапсодии, в ней словно в калейдоскопе мелькают звуковые картины, а в звучании солирующего инструмента слышны элементы игры народных исполнителей.
В Сонате для скрипки и фортепиано № 2 преобладают светлые, пасторальные тона. Произведение создавалось композитором параллельно с камерно-вокальным циклом «Мадагаскарские песни» и образно во многом с ним связано. М. Равель предстает в Сонате как мастер лирического повествования, особенно в первой части (Allegretto). Вторая часть Blues. Moderato опирается на интонации и ритмы джазовых мелодий, которые в те годы постоянно звучали в парижских кафе. В третьей части, отмеченной композитором ремаркой «Perpetuum mobile. Allegro»,сохраняется «вечное движение», построенное на безостановочном звучании шестнадцатыми нотами. Свою Сонату Равель посвящает Элен Журдан-Моранж, французской скрипачке, исполнительнице сочинения, с которой композитор консультировался в процессе работы над ним.
Сочинения М. Равеля, связанные с сюжетами из жизни разных народов, отличаются богатством национального колорита. В них композитор всегда умеет сохранить подлинный фольклорный дух и круг образов. Среди таких сочинений — концертная фантазия «Цыганка» для скрипки и фортепиано (1924), которую не случайно называют рапсодией. Свойственные данному жанру свобода, импровизационный стиль, чередование разнохарактерных эпизодов, основанных на народно-песенном материале, в полной мере предстают в «Цыганке». Свое сочинение Равель посвятил скрипачке Иелли д'Арань, которая была первой его исполнительницей.
Выдающийся испанский скрипач и композитор Пабло Сарасате считался одним из самых блестящих виртуозов своего времени, концертировавшим по всему миру, в том числе и в России (начиная с 1876 года). Многие композиторы считали за честь написать сочинения для Сарасате, в числе таких посвященных опусов — «Испанская симфония» Э. Лало, «Интродукция и Рондо каприччиозо» и Третий скрипичный концерт К. Сен-Санса. Выдающийся скрипач Л. Ауэр писал: «Сарасате — феноменальное явление. Так, как звучит его скрипка, так она никогда и ни у кого не звучала». Для своего инструмента сам Сарасате создал целый ряд сочинений, дающих возможность исполнителю продемонстрировать  виртуозную технику. Концертная фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен» была написана в 1883 году, Сарасате постоянно, с неизменным успехом исполнял ее в концертах. В Концертную фантазию вошли следующие фрагменты оперы:
1. Introduction. Allegro moderato (Aragonaise), построенное на материале антракта к 4-му действию.
2. Moderato (Habanera) — Хабанера героини (1 действие).
3. Interlude. Lento assai.
4. Allegro moderato (Seguidilla) — Сегидилья героини (1 действие).
5. Moderato-Animato (Gypsy Dance) — Цыганская пляска (2 действие).
Бельгийский скрипач, дирижер и композитор Эжен Изаи известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей–современников. Последняя, Шестая соната предназначалась испанскому музыканту Мануэлю Кирога. В своем сочинении Изаи обобщил опыт сольной скрипичной сонаты, идущий от И. С. Баха, и воплотил замысел в форме стройного одночастного сочинения, близкого к жанру концерта. Композитор не раз говорил: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств», это качество отличает и его Шестую сонату.
 
Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Павел Милюков