24
января
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

П.Чайковский (1840-1893). Концерт для скрипки с оркестром ре мажор ор. 35

Солист – лауреат международных конкурсов
Деннис Гасанов (скрипка)
II отделение

С.Рахманинов (1873-1943). Концерт №2 для фортепиано с оркестром op.18 

Солист – лауреат международных конкурсов
Илья Папоян (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

В наследии Петра Ильича Чайковского произведения для скрипки занимают сравнительно небольшое место, но каждое из них получило широкую известность и вошло в репертуар выдающихся исполнителей России и мира. Скрипичный концерт был написан композитором в 1878 году. К созданию произведения композитор подошел, уже будучи автором нескольких концертных сочинений, в том числе Первого концерта для фортепиано с оркестром и Вариаций на тему рококо для виолончели с оркестром, завоевавших подлинное признание профессионалов и любителей музыки. Исполнителем и пропагандистом Скрипичного концерта в Европе и в России стал венский скрипач Адольф Бродский, которому композитор посвятил свой опус. Сочинение Чайковского сейчас называют первым классическим русским концертом для скрипки с оркестром. Партия скрипки в произведении характеризуется блестящей виртуозностью; композитор намеренно подчеркивает значимость партии солиста, используя при этом все возможности инструмента.
Образный строй Концерта отличается светлым колоритом, он лишен драматизма, который характерен для сочинений Чайковского, создававшихся в те же годы, в частности, симфонии № 4. Три части произведения последовательно раскрывают авторский замысел: сложная, многоплановая, насыщенная первая часть (Allegro moderato) сменяется задумчивой, лирической второй частью (Andante), которую композитор определил как «Канцонетта», то есть маленькая канцона, небольшая напевная вокальная или инструментальная пьеса. Завершает сочинение блестящий финал (Allegro vivacissimo), в котором представлена картина яркого праздника.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943), выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровом тембре, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признании слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими  финальными пассажами.

Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Видео выступления