250-300 руб
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
К. Нильсен (1865-1931). Концерт для флейты с оркестром FS119
Солистка лауреат международных конкурсовЕлизавета Иванова (флейта)
Дж. Боттезини (1821-1889).
Концерт №1 для контрабаса с оркестром фа-диез минор BOT. 42
Арсений Газизов (контрабас)
II отделение
С. Рахманинов (1873-1943).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор ор.30
Елизавета Ключерёва (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
Специальная акция для музыкальных школ
Билеты по 100 рублей
для льготных категорий граждан можно приобрести
в кассе Дома музыки на наб Мойки, 122, предварительно позвонив
по телефону (812) 400-14-00
О программе концерта
Карл Август Нильсен считается одним из основоположников современной композиторской школы Дании, крупнейшим представителем музыкальной культуры Скандинавии. Он известен как автор более 160 сочинений разных жанров, среди которых особо значимы его симфонии и инструментальные концерты. К. Нильсеном в разные периоды жизни созданы концерты для скрипки, для флейты, для кларнета, написанные в романтических традициях и завоевавшие мировое признание. Концерт для флейты с оркестром композитор создает уже на склоне лет, в 1926 году, обозначив в нем наиболее характерные черты своего творческого почерка. Стремление передать смысл и полноту жизни, ее изменчивость и духовную красоту определили круг выразительных средств, претворенных в Концерте. В своей книге «Живая музыка» К. Нильсен писал: «Я не знаю ни печали, ни радости, ни веселья, ни боли, но я умею плакать, смеяться веселиться и горевать. Безгранично и бесконечно». Это творческое кредо последовательно претворяется в сочинении, которое предстает как масштабная двухчастная композиция со звучащей словно на одном дыхании первой частью (Allegro moderato) и разнохарактерной, складывающейся как последовательность выразительных эпизодов второй (Allegretto - Adagio ma non troppo - Allegretto - Tempo di marcia). Большую роль играют в Концерте начальная квартовая интонация, воспринимающаяся как призыв и в дальнейшем проявляющаяся во многих разделах, а также мотив с настойчиво повторяющимся тоном, приобретающим в разных темах то оттенок настойчивого вторжения, то нерешительность лирического высказывания. Завершает вторую часть и Концерт в целом маршевый эпизод, необычно решенный композитором в размере 6/8. Роль солирующей флейты в сочинении чрезвычайно значима; виртуозная, включающая сложнейшие элементы современной исполнительской техники, она в то же время остается выразительным инструментом, способным передать все грани человеческих переживаний. Сочинение посвящено известному датскому флейтисту Х. Гилберт-Джесперсену (1890-1975), который первым исполнил Концерт в Париже в 1926 году.
Репертуар произведений для контрабаса исторически сложился по преимуществу из переложений для него сочинений для других инструментов. Опусов, написанных непосредственно для контрабаса, сравнительно немного, среди них – творения итальянского музыканта Джованни Боттезини. Его часто называют одним из самых выдающихся исполнителей-контрабасистов, крупнейшим виртуозом, представителем романтического стиля. Он концертировал по всему миру, выступая в 1866 году и в Санкт-Петербурге. Рецензент газеты «Голос» тогда писал: «Он поразил нас, играя разные мелодии, как на флейте, будто бы сотня соловьев была заперта в его контрабасе. Откуда брались его флажолетные пассажи; как он добивался того, что его пальцы переносились по грифу вверх и вниз, подобно пчелиному рою, то сжимая его огромными тисками, то извлекая ворчанье музыкального грома, причем, кажется, совершенно не меняя при этом выражения лица и глядя на публику спокойно, даже зловеще; как его смычок двигался с быстротой света». Боттезини для контрабаса написано множество сочинений — от миниатюр до масштабных концертных сочинений. Музыкант играл на трехструнном контрабасе, применяя редкую для того времени «французскую» постановку смычка (по образцу виолончельного). Концерт для контрабаса с оркестром № 1, первое издание которого было осуществлено в 1892 году, является, по мнению исполнителей, одним из самых трудных сочинений контрабасового репертуара. Здесь у виртуозов появляется возможность раскрыть все художественно-технические возможности инструмента. Создавая контрастную трехчастную композицию (Allegro Moderato – Andante – Allegro con fuoco), композитор умело использует соотношение вступающего в диалог с оркестром солирующего инструмента, не затушевывая его звучание, но формируя выразительную партию в рамках первой части. Завершающая ее каденция солиста раскрывает все богатство и тембровые особенности инструмента. Вторая, медленная, часть Концерта поражает выразительностью монологического высказывания солиста, звучащего на фоне сдержанного аккомпанемента оркестра. Финал с его стремительным, неудержимым движением переводит «концертное действие» в иную плоскость, где господствуют динамика и неудержимая энергия. Здесь солирующий контрабас становится частью общего вихревого движения, сливаясь с остальными инструментами и лишь в отдельных контрастных эпизодах выходя на первый план.
Фортепианные концерты С.В. Рахманинова – выдающегося композитора, пианиста, дирижера остаются высшими достижениями его творчества, в которых нашли отражение величайшее художественное и исполнительское мастерство музыканта, и которые отмечают основные вехи его творческого пути. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо обозначив в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б.В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра. Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так “написалось”! Я хотел “спеть” мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта. Вторую, медленную, часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В Концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна. Третья часть Концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением Концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы Концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения. Свое сочинение композитор посвятил выдающемуся польско-американскому пианисту Иосифу Гофману (1876–1957), которого высоко ценил.
Профессор З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин