24
июня
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
800-1200 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
к 140-летию М.Равеля
I отделение

М.Равель (1875-1937). Сонатина для фортепиано фа диез минор
М.Равель (1875-1937). Отражения. 5 пьес для фортепиано

II отделение

М.Равель (1875-1937). Благородные и сентиментальные вальсы
М.Равель (1875-1937). Ночной Гаспар

Исполняет – лауреат международных конкурсов, доцент
Мирослав Култышев (фортепиано)

в 19.00 смотрите прямую трансляцию концерта 

ENGLISH

О программе концерта

Выдающийся представитель французского импрессионизма Морис Равель создал одно из самых популярных своих сочинений – Сонатину для фортепиано фа диез минор в 1905 году. Композитор избрал для сочинения традиционную трехчастную форму, обращаясь в качестве образца, в определенной мере, к камерным опусам Франсуа Куперена. Все части Сонатины (1. Modere. 2. Mouvement de Menuet. 3. Anime) очень просты и одновременно изящны. Пленительные темы, прозрачная фактура, отстраненность от проблем современности — все это рождает ощущение смещенности во времени, возможности хотя бы на краткий миг вернуть давно забытое прошлое.
Фортепианный цикл «Отражения» М. Равель завершает также в 1905 году, хотя отдельные пьесы были созданы им ранее. Как не раз происходило в творчестве композитора, некоторые части цикла затем были оркестрованы. Композитор отмечал в Автобиографии: «"Отражения" представляют собой цикл фортепианных пьес; в них заметна настолько значительная эволюция моего гармонического языка, что она озадачила даже тех музыкантов, которые лучше других воспринимали мою музыку. "Грустные птицы" — вторая пьеса цикла — была написана раньше других и является, на мой взгляд, наиболее для него типичной: в знойные часы летнего полудня птицы дремлют в оцепенении, укрывшись в темной чаще леса». Таким образом, композитор сам определил программную направленность пьес цикла, создавая для исполнителей и слушателей возможность богатого образно–смыслового их истолкования.
Пять пьес («Ночные видения», «Печальные птицы», «Лодка среди океана», «Альборада», «Долина звонов») представляют собой самостоятельные сочинения. Четыре из них решены как музыкальные картины природы, а пьеса «Альборада» (утренняя песня испанских пастухов в честь восходящего солнца) представлена Равелем как жанровая сценка. В «Отражениях» композитор во многом впервые открывает ряд выразительных средств, которые станут характерными для музыкального импрессионизма. Это техника тончайшей фортепианной фактуры («Ночные видения»); музыкальная многопластовость («Печальные птицы»); насыщенная гармония и блестящие фигурации, передающие столь любимые импрессионистами образы воды («Лодка среди океана»); имитация звуков гитары и кастаньет в танце, чередующемся с напевными, почти вокальными фразами («Альборада»); передача колокольного перезвона, словно растворяющегося в природе («Долина звонов»).
Цикл для фортепиано «Благородные и сентиментальные вальсы» был написан М. Равелем в 1911 году. О замысле сочинения композитор писал в Автобиографии: «Название само говорит о моем намерении создать цикл вальсов вроде шубертовского. Виртуозность сменяется здесь прозрачным письмом, подчеркивающим гармонию и выявляющим мелодический рисунок». Однако, пьесы Равеля отражают особенности танца, каковым он бытовал в Париже на рубеже 19-20 веков, к тому же композитор предпосылает циклу эпиграф, заимствованный из романа Анри де Ренье: «Сладостное и всегда новое удовольствие от бесцельного времяпрепровождения». Известная русская балерина Наталья Труханова задумала сделать на основе вальсов балет, и в результате пьесы были оркестрованы. Они образовали сюиту, вошедшую в балет «Аделаида, или Язык цветов». Цикл включает 8 разнохарактерных пьес (I. Modere. II. Assez lent. III. Modere. IV. Assez anime. V. Presque lent. VI. Assez vif. VII. Moins vif. VIII. Epilogue (lent). Первый вальс решен композитором как бальный танец, второй звучит медленно, он наполнен тончайшими звуковыми переливами. Третий, четвертый и пятый вальсы идут без перерыва, но между ними композитор вводит небольшие связки. Третий вальс — простая, подвижная пьеса — переходит в четвертый, выделяющийся своим необычным гармоническим решением. Пятый вальс предстает как мягкая, незамысловатая пьеса, образно перекликающаяся со вторым вальсом. В быстром шестом вальсе слышны элементы других жанров, в том числе марша и скерцо. Седьмой вальс, самый масштабный из пьес, становится центром сюиты, его композитор превращает в своеобразную театральную сцену любви и ревности. Восьмой вальс задуман композитором как эпилог, в котором слышны отзвуки предшествующих танцев.
Фортепианный цикл «Ночной Гаспар» был написан М. Равелем в 1908 году в качестве своеобразных музыкальных иллюстраций к стихам А. Бертрана, связанных с изображением «ночного», сумрачного мира, населенного всякой нечистью. Три пьесы цикла («Ундина», «Виселица», «Скарбо»), в которых соединяется программная романтическая образность и импрессионистская звукопись, считаются одним из высших проявлений мирового фортепианного искусства.
«Ундина» раскрывает характерный для многих народных сказаний образ водяной девы, русалки. Автор строит пьесу на бесконечном развитии выразительной, протяженной мелодической линии, дополненной скользящими гармоническими фигурациями. В «Виселице» Равель сопоставляет образ колокола (он возникает, благодаря органному пункту на повторяющемся звуке) и образ повешенного, создаваемый колоритными «безжизненными» нонаккордами. Подчеркнутая экспрессия звучания, нарочитая усложненность гармонии, длительность напряженного развертывания усиливают скорбный строй пьесы. «Скарбо» Равель создает в стиле «дьявольского скерцо», продолжающего традицию романтических пьес, начиная с Н. Паганини. Здесь возникает образ маленького призрака, рождающего основные ночные звуки — скрипы, стуки, вздохи. Композитор применяет богатый спектр приемов фортепианной техники, что делает пьесу одной из самых трудных для исполнителей. Не случайно про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.
 Проф.З.М.Гусейнова

Фотогалерея концерта

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин