500-1000 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
С. Рахманинов (1873-1943). Вариации на тему Корелли для фортепиано ор.42
М. Равель (1875-1937). Ночной Гаспар
Мирослав Култышев (фортепиано)
П.И.Чайковский (1840-1893). Романс ор.5
Вальс-скерцо ор.7
Думка ор.59
П.И.Чайковский (1840-1893) - М.Плетнев (р.1957). Концертная сюита из балета "Щелкунчик"
Мирослав Култышев (фортепиано)
О программе концерта
Фортепианный цикл «Ночной Гаспар» был написан М. Равелем в 1908 году в качестве своеобразных музыкальных иллюстраций к стихам А. Бертрана, связанных с изображением «ночного», сумрачного мира, населенного всякой нечистью. Три пьесы цикла («Ундина», «Виселица», «Скарбо»), в которых соединяется программная романтическая образность и импрессионистская звукопись, считаются одним из высших проявлений мирового фортепианного искусства.
«Ундина» раскрывает характерный для многих народных сказаний образ водяной девы, русалки. Автор строит пьесу на бесконечном развитии выразительной, протяженной мелодической линии, дополненной скользящими гармоническими фигурациями. В «Виселице» Равель сопоставляет образ колокола (он возникает, благодаря органному пункту на повторяющемся звуке) и образ повешенного, создаваемый колоритными «безжизненными» нонаккордами. Подчеркнутая экспрессия звучания, нарочитая усложненность гармонии, длительность напряженного развертывания усиливают скорбный строй пьесы. «Скарбо» Равель создает в стиле «дьявольского скерцо», продолжающего традицию романтических пьес, начиная с Н. Паганини. Здесь возникает образ маленького призрака, рождающего основные ночные звуки — скрипы, стуки, вздохи. Композитор применяет богатый спектр приемов фортепианной техники, что делает пьесу одной из самых трудных для исполнителей. Не случайно про «Скарбо» Равель говорил, что специально хотел сочинить пьесу ещё более трудную, чем «Исламей» Балакирева.
Вариации на тему Корелли ор. 42 были написаны С. В. Рахманиновым в зарубежный период его жизни, летом 1931 года во Франции. Тема для Вариаций была заимствована Рахманиновым из Сонаты для скрипки и бассо континуо № 12 итальянского скрипача и композитора 17 века А. Корелли, который включил в свое сочинение тему старинной португальской танцевальной «фолии» и которую позднее использовали многие композиторы, в числе которых — А. Вивальди, Ф. Лист, А. Алябьев. Обратившись к старинной теме, Рахманинов предопределяет общее содержание произведения, в двадцати вариациях которого возникают и медленная хоральность, и бесконечная лирика, и роковая страсть, и ужасающая мертвенность. Вариации на тему Корелли, начинаясь и завершаясь медленными пьесами, обладают интересной особенностью строения: между 13 и 14 вариациями неожиданно возникает Интермеццо, близкое по характеру скрипичным каденциям, словно воспоминание о блестящем скрипаче прошлого. «Скрытая программность» сочинения усиливается, благодаря включению в цикл в завуалированном виде мотива средневекового гимна «Dies irae», подчеркивающего таинственность произведения и придающего ему особую сумрачность.
Осенью 1867 года П. И. Чайковский написал одну из первых своих фортепианных пьес — Романс фа минор ор. 5, представляющий собой образец лирической инструментальной кантилены. Романс был сочинен Чайковским в период его увлечения французской певицей Дезире Арто, гастролировавшей тогда в России, и посвящен ей. Основная тема пьесы характерна для мелодики композитора — распевная, широкого дыхания, изобилующая выразительными интонациями. Композитор вводит в пьесу в качестве контрастной середины активный, действенный эпизод, в итоге все равно возвращающий слушателя к первоначальному лирическому звучанию.
Один из Вальсов-скерцо П. И. Чайковского (ор. 7, 1870) посвящен композитором старшей сестре — Александре Ильиничне Давыдовой, в имении которой Каменке Чайковским написаны многие сочинения. Камерная, во многом салонная пьеса двойной жанровой принадлежности («вальс–шутка») не отличается виртуозностью, внешним блеском; композитор намеренно сосредотачивается на передаче мягких, лирических настроений.
Создание фортепианной «Думки» обусловлено в творчестве П. И. Чайковского (несмотря на название и тем более подзаголовок сочинения «Русская сельская сцена») заказом пьесы композитору в 1886 году парижского издателя Ф. Макара и посвящением ее французскому пианисту Антуану Франсуа Мармонтелю. Жанр думки, идущий от украинской народной песенности, связанной обычно с передачей горестных размышлений, под пером Чайковского обрел черты рапсодичности (не случайно композитор называл пьесу «рапсодией)» — свободной фантазии на разнохарактерные фольклорные темы.
Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», впервые поставленный в 1892 году на сцене Мариинского театра, был и остается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Э.Т.А. Гофмана, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви в старой как мир борьбе со злом, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Незадолго до премьеры балета П. И. Чайковский создал Концертную сюиту «Щелкунчик» (она известна как опус 71-а), предназначая ее для исполнения в симфонических концертах. Михаил Плетнев создал виртуозную Концертную сюиту для фортепиано, включив в нее несколько номеров балета: 1. Марш. 2. Танец Феи Драже. 3. Тарантелла. 4. Интермеццо. 5. Трепак. 6. Китайский танец. 7. Andante maestoso (Па-де-де).
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин