24
июня
Суббота
17:00
2017
Стоимость билетов:
200 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
Фортепианный марафон
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Р.Шуман (1810-1856). Утренние песни, op. 133
Ф.Шопен(1810-1849). Скерцо № 4 ми-мажор op.54

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Елизавета Украинская (фортепиано)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л. ван Бетховен (1770-1827).  Allegro assai из Сонаты №23  "Аппассионата"  
Ф. Лист (1811-1886). Венгерская рапсодия №2 до-диез минор S.244

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Арсений Мун (фортепиано)

Длительнось 50 мин.

Другие концерты фортепианного марафона:
13.00 24 июня 2017
15.00 24 июня 2017

IN ENGLISH

О программе концерта

В наследии немецкого композитора Роберта Шумана фортепианные сочинения занимают особое место: для этого инструмента композитором написаны смелые, романтические, дерзкие или, напротив, бесконечно возвышенные лирические пьесы. Шуман часто представляет фортепианные пьесы в виде программных циклов, где каждая пьеса подчинена общей образной идее. К ним относится цикл Утренние песни для фортепиано, написанный осенью 1853 года и ставший одним из последних сочинений Шумана. Цикл из пяти пьес рассматривается композитором шире, чем инструментальный — это «песни», лирические миниатюры, каждая из которых раскрывает особое настроение, хотя пьесы и не сопровождаются названиями. Произведению предпослано необычайно выразительное посвящение Шумана: «Возвышенной поэтессе Беттине», оно относится к известной немецкой поэтессе Беттине Арним (урожденной Брентано, 1785-1859), дочери Максимилианы Брентано, дружившей некогда с Гете и Бетховеном.
Скерцо № 4 Ми-мажор ор. 54 Фредерик Шопен написал в 1842 году. Оно — последнее из произведений данного жанра в творчестве композитора. Предшественниками скерцо использовалось преимущественно как часть сонатно-симфонического цикла, у Шопена же оно становится самостоятельной пьесой, содержание которой – остро-драматическое, многоплановое, с прекрасными лирическими эпизодами. Скерцо Шопена в большинстве случаев преодолевает свое назначение быть «шуткой». Данное произведение композитор создал после трагической смерти от чахотки одного из самых близких друзей Яна Матушиньского. Но это испытание, как и целый ряд других, вызвали к жизни сочинения Шопена, которые могут рассматриваться как нравственное преодоление невзгод, облеченное в драматичную, но жизнеутверждающую форму. Отсюда – и яркая мажорная тональность, и внутренняя сила, и виртуозность произведения. Композитор посвятил его одной из своих учениц Клотильде де Караман.
Соната для фортепиано № 23 фа минор, соч. 57, также известная как Аппассионата (итал. аppassionato – воодушевленно, страстно, живо) — одна из самых известных сонат Людвига ван Бетховена. Композитор закончил ее в 1806 году в трудное для себя время, когда начал ощущать признаки прогрессирующей глухоты. Соната посвящена графу Ф. фон Брунсвику, с которым Бетховен был дружен в то время. Название «Appassionata» соната получила после смерти композитора, оно было дано одним из ее издателей. Но «программность» сонаты ощутили уже первые слушатели, а на вопросы о содержании музыки Бетховен отвечал кратко: «Прочтите "Бурю" Шекспира». Трехчастный цикл сонаты представляет собой как бы единое целое, и движение устремлено к финалу. Первая часть (Allegro assai), здесь все темы так ли иначе связаны с темой главной партии – самой «неожиданной» у Бетховена, построенной в начале на унисонном движении по тонам минорного трезвучия. Неожиданна и вторая тема – побочная партия, где слышны интонации, близкие французским революционным песням. Обе темы получают энергичное развитие на протяжении части.
Жанр рапсодии - музыкального произведения, написанного в свободной форме на фольклорные темы и построенног как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил своё высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора, пианиста и дирижёра Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора ставили своей основной задачей передать красоту венгерских подлинных фольклорных мелодий. В одном из писем Ф. Лист писал о народных темах: "Какой чудный, волшебный калейдоскоп из печали, обездоленности, душевной глубины, избытка чувств, задора, изящества, мечтательности, серьёзности, кокетства, тоски и горя. Я и задался целью передать глубинную, проникновенную, величественную и свободную, устремлённую ввысь поэзию нашей национальной музыки". Первая Венгерская рапсодия была создана им в 1851 году, последняя
Для Листа работа в жанре рапсодии была связана с желанием написать блестящую концертную фантазию для фортепиано на основе фольклорных тем. Стиль «вербункош», на который опирался композитор, предполагал создание сочинений в импровизационной манере, отражающих богатую ритмику и ладовое своеобразие народной музыки. Большинство рапсодий строится на сопоставлении двух контрастных элементов – медленного танца-шествия и темпераментного чардаша. Рапсодия № 2 относится к числу самых известных сочинений композитора. Уже в кратком, торжественном вступлении подготавливается основной образный ряд сочинения. Его первый раздел с медленной темой («лашан») переходит во вторую, танцевальную тему («фришка»), сопровождаемую легкими форшлагами, имитирующими игру на народных инструментах. На этих темах Лист разворачивает яркую картину народного праздника, где господствуют юмор, темпераментные сценки, драматические эпизоды. Постоянное ускорение создает ощущение вихря, передающего стихию народного праздника. Свое сочинение композитор посвятил графу Ласло Телеки (1811-1861), венгерскому писателю и политическому деятелю, своеобразная характеристика которого будет позднее дана Листом вего фортепианном цикле «Венгерские исторические портреты» (1885).
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин