300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
С. Прокофьев (1891-1953). Соната для скрипки и фортепиано ор.94а
И.Фролов (1937-2013). Концертная фантазия на тему оперы Дж.Гершвина "Порги и Бесс"
Ф.Крейслер (1875-1962)."Старые венские мелодии"
Муки любви - Радость любви - Прекрасный розмарин
Леонид Баранов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
Ф. Лист (1811-1886). Сонет Петрарки № 104
К. Сен-Санс (1835-1921) - Ф. Лист (1811-1886) - В. Горовиц (1903-1989).
Пляска Смерти ор.40 S.555
А. Скрябин (1875-1915).
Этюд си бемоль минор ор.8 №11,
Этюд ре диез минор ор.8 №12,
Этюд до диез минор ор.42 №5
С. Рахманинов (1873-1943) .Соната № 2 для фортепиано си бемоль минор ор.36 (ред.1931)
Елизавета Ключерёва (фортепиано)
О программе концерта
Соната для скрипки и фортепиано фа минор (ор. 80) закончена С. С. Прокофьевым в 1946 году. Премьера сочинения состоялась в октябре 1946 года, и тогда Соната прозвучала в исполнении выдающихся музыкантов — Давида Ойстраха (ему посвятил свое сочинение Прокофьев) и Льва Оборина. Годы работы над произведением, совпавшие с событиями войны, закономерно отразились на содержании Сонаты: она поражает своей сосредоточенностью, подчас мрачностью и болью (исследователи отмечают в Сонате черты «эпитафии или прощания»), лишь иногда оттененной светлыми эпизодами, например, в третьей части. Масштабный четырехчастный цикл (1. Andante assai. 2. Allegro brusco. 3. Andante. 4. Allegrissimo) построен как развернутое эпическое повествование. Первая часть открывается звучанием в характере похоронного марша, в ней выделяются скрипичные пассажи, которые сам Прокофьев определил следующим образом: «это ветер гуляет по кладбищу». Вторая часть возникает как своего рода «демоническое скерцо», в музыкальной ткани которого просматриваются сарказм, ирония, подчас злоба. Третья часть — характерная для Прокофьева светлая и возвышенная, контрастирующая с мрачностью остальных частей. Торжественность финала разрушается периодически возвращающимися «кладбищенскими пассажами» скрипки, не давая ни на миг забыть об основных настроениях Сонаты. Прокофьев в работе с исполнителями объяснял, что Соната должна звучать так, «чтобы люди подскочили на своем месте и спросили: “А не сошли ли вы с ума?”». В 1947 году Прокофьеву за эту Сонату была присуждена Государственная (тогда Сталинская) премия СССР.
Игорь Александрович Фролов — известный российский скрипач, ученик Д. Ф. Ойстраха, лауреат многих Международных конкурсов, профессор Московской консерватории. Написанная им Концертная фантазияна темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» для скрипки и фортепиано завоевала особую популярность у слушателей: выразительные негритянские мелодии оперы обретают в концертной обработке новое звучание.
Фриц Крейслер — выдающийся австро-американский скрипач и композитор, один из наиболее любимых публикой виртуозов первой половины ХХ века. Он неоднократно гастролировал в России, играл вместе с В. Сафоновым, С. Рахманиновым, И. Гофманом, С. Кусевицким. Крейслер был широко известен и как композитор, автор, в первую очередь, сочинений для скрипки — эффектных, виртуозных, неизменно вызывающих слушательский интерес. В 1905 году Крейслер опубликовал цикл «Старые венские мелодии» для скрипки и фортепиано, где первой пьесой была «Радость любви», второй — «Муки любви», а завершала цикл пьеса «Прекрасный розмарин», первоначально ошибочно приписывавшаяся И. Ланнеру, автору многих бытовых венских вальсов. Все сочинения в настоящее время являются своеобразными «визитными карточками» Крейслера, ярко передавшего в своих сочинениях духовную красоту и виртуозный стиль венской школы.
В фортепианном наследии Ференца Листа особое место занимает цикл «Годы странствий». Его своеобразным лирическим центром являются три «Сонета Петрарки» (№№ 47, 104, 123), где фортепиано «пропевает» стихи великого итальянского поэта.
Сонет Петрарки № 104:
Мне мира нет — и брани не подъемлю,
Восторг и страх в груди, пожар и лёд.
Заоблачный стремлю в мечтах полёт —
И падаю, низверженный, на землю.
Сжимая мир в объятьях — сон объемлю.
Мне бог любви коварный плен куёт:
Ни узник я, ни вольный. Жду — убьёт;
Но медлит он — и вновь надежде внемлю.
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец — и вновь молю: "Пощада!"
Кляну себя — и всё же дни влачу.
Мой плач — мой смех. Ни жизни мне не надо,
Ни гибели. Я мук своих — хочу...
И вот за пыл сердечный мне награда!
Раскрывая в музыке возвышенное поэтическое содержание, Лист создает яркую концертную романтическую пьесу, где выразительная мелодика, прихотливая гармония, импровизационность фактуры невольно вызывают в памяти ноктюрны Ф. Шопена.
В начале 1870-х годов французский композитор Камилл Сен-Санс познакомился с творчеством поэта Анри Казалиса, выделив для себя его стихотворение с ироническим названием «Равенство, братство», основанного на сюжете старинной легенды. Темой его была пляска скелетов на кладбище зимою в полночь под звуки скрипки самой Смерти, которая играет до тех пор, пока не пропоет петух. Композитор создал на этот текст романс «Dance macabre» («Пляска Смерти»: «Вжик, вжик, вжик, Смерть каблуком отбивает такт на камне могильном»), а через некоторое время на его основе – симфоническую поэму, продолжая тем самым традиции Ф. Листа и передав ведущую роль солирующей скрипке. Сен-Санс использовал ритм вальса, ввёл звукоизобразительные элементы (бой часов, заклинание «zig-zig-zig» и др.). Ф. Лист, автор сочинения с таким же названием, однако, очень высоко ценил симфоническую поэму Сен-Санса, особенно «чудесную красочность» партитуры, и в 1876 году сделал ее фортепианную транскрипцию. Через столетие выдающийся пианист Владимир Горовиц предложил собственную редакцию сочинения.
В своих этюдах для фортепиано А. Н. Скрябин продолжил традиции Ф. Шопена, создав целый ряд художественно ярких концертных пьес, где, однако, всегда присутствует технически–виртуозная задача. Всего композитором написано в данном жанре 26 произведений, начиная с опуса 2 (1887 год), положившего начало целой серии сочинений. 12 этюдов ор. 8 были написаны в 1894-95 годах. Этюд № 11 си-бемоль минор — глубоко скорбный, трагически насыщенный. Особую же известность приобрел героико-патетический Этюд № 12 ре-диез минор, который часто называют «патетическим». Цикл Этюдов ор. 42,включающий восемь пьес, А. Н. Скрябин создает в 1903 году. Здесь особенно выделяется № 5, родственный по звучанию «патетическому», решенный в том же художественном ключе.
Фортепианная соната № 2 си бемоль минор была написана С. В. Рахманиновым в пору его композиторской и исполнительской зрелости — в 1913 году. Позднее, в 1931 году, уже в эмиграции, автор вернулся к сочинению, создав его вторую редакцию. В 1940 году пианистом Владимиром Горовицем с одобрения автора была выполнена еще одна редакция, соединяющая рахманиновские версии 1913 и 1931 годов, и она также в наши дни звучит с концертной эстрады. В современной исполнительской практике обе авторские редакции уравнены в правах, и пианисты сами выбирают для себя тот или иной композиторский текст. Трехчастное сочинение (I. Allegro agitato, II. Non allegro, III. Allegro molto), с одной стороны, развивает традиции лирико-драматического построения цикла, но с другой обнаруживает, новое решение: три части объединены сходством тем и непрерывностью их развития. Лаконичный вступительный оборот подготавливает появление темы главной партии в первой части, затем его ритмы проходят во второй части и возникают в бравурной третьей. Это уже монументальная, «большая соната», где каждая часть значительно укрупнена и по звучанию приближается к фортепианным концертам композитора (эти черты роднят сочинение Рахманинова также и с «Большой сонатой» П. И. Чайковского, написанной в 1878 году). Характерная для Рахманинова связь с русскими фольклорными истоками, претворение интонаций знаменного распева и колокольного звучания, поразительная «бескрайность музыкальных просторов» и особенно выразительные, по словам Б. В. Асафьева, «мелодии-дали» определяют строй сонаты: она развивает основную тему рахманиновского творчества – тему России.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин