25
июня
Понедельник
20:00
2018
Стоимость билетов:
500-800 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Л.ван Бетховен (1770–1827). Соната №1 для виолончели и фортепиано op. 5/1
Л.ван Бетховен (1770–1827). Соната №2 для виолончели и фортепиано op. 5/2

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Б.Бриттен (1913-1976).  Сюита №3 для виолончели соло ор.87
А.Шнитке (1934-1998). Соната №1 для виолончели и фортепиано ор.129
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова

IN ENGLISH

БИЛЕТЫ В ПРОДАЖЕ В КАССЕ ДОМА МУЗЫКИ

О программе концерта

В инструментальном наследии Людвига ван Бетховена произведения для виолончели занимают сравнительно небольшое место. Композитором создано пять сонат и три вариационных цикла для виолончели и фортепиано, и каждое из них являет собой классический образец камерно-инструментального стиля. Бетховен по сути стал создателем жанра виолончельной сонаты, продолжив утверждение равноправия партий струнного инструмента и фортепиано, идущее от зрелых скрипичных сонат Моцарта. В 1796 году Бетховен написал две виолончельные сонаты оp. 5 № 1 и № 2, посвятив их королю Пруссии Фридриху Вильгельму II, известному покровителю искусств. Произведения понравились королю, и Бетховен получил в подарок золотую шкатулку, наполненную луидорами.
В сонатах много общего, в первую очередь – их строение. Сонаты двухчастны, что не характерно для этого жанра. Обе сонаты открываются медленным вступлением, формирующим образный строй сочинения; в обоих произведениях вторая часть написана в форме рондо.
В Сонате № 1 в первой ее части (Adagio sostenuto-Allegro) с начальных тактов медленного вступления определяется доминировании партии фортепиано, несмотря на  то, что и тема вступления, и последующие главная и побочная партии проводятся обоими инструментами. Здесь даже обозначены черты виртуозной каденции у фортепиано, напоминающие о жанре инструментального концерта. Светлый в целом характер главной партии оттеняют две контрастные по звучанию темы побочной партии, привносящие драматический оттенок. Столкновение трех образных сфер сохраняется на протяжении всей первой части. Вторая же часть Сонаты (Rondo. Allegro vivace) – динамичная, насыщенная танцевальными ритмами, периодически вводит лирические эпизоды, где особенно выразительно звучание виолончели.
В Сонате № 2 первая часть, состоящая из двух разделов (Adagio sostenuto e espressivoAllegro molto piu tosto presto), в действительности разрастается почти до масштабов фантазии. Многосоставная, основанная на чередовании контрастных разделов, она передает все оттенки человеческого переживания — от мощной патетики до нежнейшей лирики. Вторая часть (Rondo. Allegro) построена на главенстве одной, стремительной темы с оттенком танцевальности, где каждое ее проведение чередуется с разнохарактерными эпизодами. Примечателен ансамбль виолончели и фортепиано: композитор нашел в Сонате идеальную форму художественного, технического и акустического соотношения двух инструментов, в результате чего создается поразительный эффект звучания моноинструмента с необычными тембровыми возможностями.
Творчество английского композитора Бенджамина Бриттена стало заметным явлением в мировой музыке ХХ века, к тому же после почти трехвекового «скромного присутствия» на европейской сцене британское искусство, благодаря Бриттену, убедительно продемонстрировало свою национальную самостоятельность и художественную ценность. Наследие Бриттена отличается высоким профессионализмом, своеобразием подхода в трактовке традиционных жанров, сложностью и неординарностью творческих решений. Будучи тесно связанным с национальными традициями, Бриттен сумел в сочинениях обобщить богатый опыт европейского искусства, соединив его исторические и новаторские черты. Бриттен не раз приезжал в нашу страну, находился в тесном общении с музыкантами России: Д. Д. Шостакович посвятил ему свою Четырнадцатую симфонию, М. Л. Ростропович исполнял и редактировал его сочинения и т.д.
Основная сфера интересов Бриттена связана с музыкальным театром, черты которого он привносит и в другие жанры, в частности, в сюиту и сонату. Им созданы сюиты для разных составов, среди которых выделяются Три виолончельные сюиты соло, написанные в разные годы (1964, 1967, 1972). Творческим стимулом к работе над ними послужило исполнение Ростроповичем сольных виолончельных сюит И.-С. Баха.  Поэтому Три виолончельные сюиты составляют своеобразную серию, которую композитор посвятил М. Л. Ростроповичу. 
Третья сюита включает девять частей, исполняющихся последовательно, без перерыва. Некоторые из частей опираются на традиционные старинные и современные жанры (марш, баркарола, фуга, пассакалья), некоторые же представляют собой выразительные инструментальные миниатюры, словно воспроизводящие театральные сцены (песня, диалог, речитатив). Завершением Сюиты становится часть, обозначенная композитором как «Три русские народные песни и заупокойная тема» и связанная с посвящением сочинения М. Л. Ростроповичу. В их основу положены  обработки русских песен из сборника П. И. Чайковского – «Под яблонью зеленою», «Уличная песенка», «Осень», а также тема церковного песнопения «Со святыми упокой». Эти темы используются в качестве основы для вариаций в отдельных частях Третьей сюиты, а в конце они проводятся все вместе, завершая сочинение.
Альфреда Гарриевича Шнитке называют одним из наиболее значимых композиторов России второй половины ХХ века, отразивших в своих произведениях острые проблемы современности. Его новаторское искусство отличается напряженной экспрессией, драматургической заостренностью, необычными, но всегда оправданными звуковыми открытиями. Ему принадлежат произведения самых разных жанров, хотя особое внимание композитор уделял симфоническим и камерно-инструментальным сочинениям. Соната для виолончели № 1 была написана А. Г. Шнитке в 1978 году и посвящена первой ее исполнительнице, известной виолончелистке Наталии Гутман. Характерное для сочинений 1970-х годов обращение композитора к традиционным принципам, использование элементов фольклорного искусства, относительная простота и выразительность музыкальных средств не помешали автору создать мощное, контрастное звуковое полотно, то «испепеляющее» своей трагичностью, то «убаюкивающее» мертвенной безысходностью. Три части Сонаты следуют без перерыва, как бы подчеркивая неразрывность человеческих ощущений. Первая и третья части — медленные, с постоянным выведением на первый план солирующей виолончели, они звучат как печальные монологи героя. Средняя часть Сонаты с ее неистовым механическим движением олицетворяет вторжение внешней страшной силы, оказывающей разрушительное действие.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин