25
октября
Пятница
18:30
2019
Стоимость билетов:
100-250 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Самара, ул. Фрунзе, 141
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7(846)207-07-13 +7(846)207-07-14
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт

А.Томази (1901-1971). Концерт для саксофона с оркестром

Солист – лауреат международных конкурсов
Дмитрий Цыпленков (саксофон)

К.Вебер (1786-1826). 
Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль мажор ор.74

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Шипунов (кларнет)
II отделение

C. Рахманинов (1873-1943).
Концерт №3 для фортепиано с оркестром ре минор ор.30

Солист – лауреат международных конкурсов
Глеб-Иосиф Романчукевич (фортепиано)

Академический симфонический оркестр Самарской государственной филармонии

Дирижер – Народный артист России Михаил Щербаков

IN ENGLISH

О программе концерта

Французского композитора и дирижера Анри Томази, выпускника Парижской консерватории, руководителя Национального оркестра Франции, знают на Родине как автора многих, разнообразных произведений, среди которых особое место отведено инструментальным концертам. Как все композиторы его поколения, А. Томази испытал сильнейшее влияние К. Дебюсси и М. Равеля, но избрал в дальнейшем самостоятельный путь, с одной стороны широко используя фольклорные напевы его родной Корсики, с другой — опираясь на двенадцатитоновую технику и включая в сочинения джазовые элементы. Все это отчетливо проявляется в его знаменитом Концерте для саксофона с оркестром, созданном в 1949 году. В сочинении, написанном в свободной одночастной форме, перед слушателями разворачивается ряд пестрых картин-эпизодов, где представлены и философское размышление, и джазовая импровизация, и драматические сценки. Привлекательная мелодика, остро современные ритмы, специфический тембр саксофона создают особую музыкально-урбанистическую атмосферу, в которой нетрудно распознать образы Парижа послевоенных лет.
Немецким композитором-романтиком Карлом-Марией фон Вебером были написаны два Концерта для кларнета с оркестром. Они создавались композитором непосредственно, один за другим, и впервые были исполнены в 1811 году. Как и все произведения с участием кларнета, они предназначались Вебером известному кларнетисту того времени Карлу Берману и выполнялись по заказу короля Баварии Макса Иосифа. Сохраняя трехчастную форму сочинения (Allegro – Romanza. Andante con moto – Alla Polacca), композитор одновременно привносит в него новые, романтические черты. Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета  — виртуозная, ритмически сложная вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
Одно из самых ярких творений мировой музыкальной культуры —  Третий концерт для фортепиано с оркестром выдающегося русского композитора, пианиста, дирижера Сергея Васильевича Рахманинова, автора опер, симфоний, фортепианных пьес, романсов и хоровых сочинений. Фортепианные концерты, отмечающие основные вехи творческого пути композитора, остаются вершинами его творческой деятельности. Один из самых блестящих пианистов конца XIX – первой половины XX столетия, С. В. Рахманинов сумел придать традиционному жанру инструментального концерта новое направление, отчетливо продемонстрировав в нем национальные черты и превратив его в удивительную по душевной силе и красоте звучания концертную симфонию. Написанный в 1909 году Третий фортепианный концерт обозначил формирование «титанического стиля композитора» (Б. В. Асафьев). Здесь соотношение солирующего инструмента и оркестра решается по-особому. На протяжении всего сочинения утверждается главенство фортепиано: ему поручается исполнение всех основных тем, для него предусмотрены сольные эпизоды импровизационного характера, заставляющие подчас забыть о присутствии оркестра.
Первая часть Allegro ma non tanto открывается изложением темы главной партии. Рахманинов говорил: «Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не заимствована. Просто так “написалось”! Я хотел “спеть” мелодию на фортепиано, как ее поют певцы…». Эта «поющаяся» тема определяет особый, песенный облик первой части и влияет на характер последующих частей концерта. Вторую, медленную часть композитор назвал «Интермеццо». Итальянское слово intermezzo (находящийся посреди, промежуточный) обычно используют для обозначения пьесы, занимающей положение между двумя более важными частями инструментального цикла. В Концерте Рахманинова вторая часть действительно становится связующим разделом между крайними частями, но, наполненная особой духовной красотой, она может быть названа одним из самых сокровенных лирических высказываний композитора. Написанное в форме свободных вариаций, Интермеццо раскрывает перед слушателями основную тему то в мягком лирическом облике, то в жанре вальса-фантазии, то в характере гимна. Третья часть концерта (Finale. Alla breve) переводит действие в иной план: подчеркнутая мужественность, драматизм крайних частей контрастируют со средним разделом, где преобладают настроения таинственности, фантастические звучания. Завершением концерта становится масштабная кода, в которой опять на первый план выступают интонации первой темы Концерта, создавая стройное обрамление столь масштабного сочинения.
 
 
Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин