СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка доступна
И. Ванхаль (1739-1813)
Концерт для контрабаса с оркестром ре мажор (1773)
(каденции Т. Глёклера)
Арсений Газизов (контрабас)
А. Глазунов (1865-1936)
Концерт для альт-саксофона с оркестром ми-бемоль мажор op.109
Арсений Алексеев (саксофон)
II отделение
С. Прокофьев (1891–1953)
Концерт №3 для фортепиано с оркестром до мажор op.26
Ева Геворгян (фортепиано)
Солисты
ОНЛАЙН-КОНЦЕРТ (« подробнее)
Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии
Дирижер Народный артист России Александр Скульский
О программе концерта
Иоганн Баптист Ванхаль – известный чешский музыкант рубежа 18-19 веков, композитор и органист, скрипач и виолончелист, автор более 1300 произведений разных жанров, которые часто сравнивали с творениями И. Гайдна и В. А. Моцарта. Жанр инструментального концерта считается органичной частью наследия И. Б. Ванхаля, он использовал в качестве солирующих многие оркестровые инструменты. Концерт для контрабаса с оркестром ре мажор композитор создает в 1773 году, в пору расцвета творческих сил, используя в противопоставление солирующему контрабасу небольшой оркестровый состав, включающий две скрипки, два гобоя, две валторны, альт и бассо континуо. Классическая трехчастность сочинения (Allegro moderato – Adagio – Allegro) демонстрирует не только следование лучшим образцам жанра, но и раскрывает умение автора создать контрастные настроения, передать драматизм и лирику, раскрыть нюансы переживаний. Солирующий контрабас, ассоциирующийся обычно, благодаря своему тембру, с образом мужественности и сдержанности, являет подчас в Концерте необычные оттенки выразительной нежности. Особенно значима в сочинении медленная вторая часть, протяженная по масштабам, противопоставляющая сольные эпизоды контрабаса ансамблевому звучанию. Ярким, виртуозным, подчас забавно-игровым предстает финал Концерта, построенный на активном проведении энергичной основной темы, словно «перебрасываемой» от солирующего инструмента к оркестру. Несомненным украшением Концерта являются его каденции, часто включаемые в сочинение другими авторами. В сегодняшнем концерте прозвучат каденции известного современного немецкого контрабасиста, солиста Дрезденской филармонии Тобиаша Глёклера.
Концерт для альт-саксофона и струнного оркестра (ми бемоль мажор) А.К. Глазунова написан композитором в последние годы (1931) в период проживания его за границей. Концерт был посвящен Сигурду Рашеру – крупнейшему исполнителю на этом инструменте в XX веке. Академические сочинения для саксофона был сравнительно редким жанром в исполнительском искусстве, ко времени создания произведения А. К. Глазунова популярностью пользовалась лишь Рапсодия для саксофона с оркестром К. Дебюсси. Удачно найденные Глазуновым форма концерта, создание сбалансированного звучания, использование богатых возможностей нового для концертного репертуара инструмента определили успех сочинения, исполнение его всеми известными саксофонистами мира. Одночастная структура произведения включает несколько разделов (Allegro moderato – Andante sostenuto – Allegro), контрастных в образно-тематическом плане, где стремительные, динамичные эпизоды сопоставлены с медленными, распевными разделами. Альт-саксофон выполняет очень большую роль: сольная партия этого единственного в Концерте представителя группы духовых – сложнейшая, раскрывающая все возможности инструмента, оказывается способной «противостоять» яркому звучанию струнного оркестра. Выразительная сольная каденция, построенная на интонациях основных тем Концерта и звучащая в середине, становится его центром, его своеобразной кульминацией, отражающей новаторский характер сочинения в целом.
Фортепианные концерты Сергея Сергеевича Прокофьева обозначили новою эпоху в развитии этого жанра. Каждое из пяти законченных сочинений композитора, созданных в разные годы, становилось событием в пианистическом искусстве ХХ столетия, хотя и не все они были приняты сразу. Но, завоевав признание, каждый из концертов входил в репертуар ведущих исполнителей мира. Так произошло и с Третьим концертом, созданным в 1921 году, когда композитор жил во Франции. Б.В. Асафьев писал, что в Концерте «исключительно богатое дарование Прокофьева достигло той ступени развития и полноты выражения, на которой совмещаются неостывший пыл юношеского темперамента ... с наступающей мужественной зрелостью и мудростью».
Концерт написан как традиционный трехчастный цикл, где, однако, каждая из частей нарушает традицию. Начало первой части (Andante- Allegro) — возвышенное solo кларнета затем резко переходит в динамичную, волевую главную тему, которая и определяет эмоциональный строй всей части. Вторая часть решена Прокофьевым как Тема с вариациями. В качестве темы композитор избирает галантный гавот – танец, который когда-то вошел в его Классическую симфонию. Тема в каждой из вариаций бесконечно меняется, приобретая разнообразное звучание: здесь слышны то саркастичные, то сказочные, то плясовые оттенки. И лишь в конце части тема возвращается в первоначальном виде. Финал (Allegro ma non troppo) по характеру близок первой части. Его настроение перекликается со знаменитой «Скифской сюитой» композитора: та же дикая, необузданная сила и безграничная мощь, соседствующие с темпераментной лирикой.
Константин Бальмонт в 1922 году создал сонет «Третий концерт», передающий его ощущения от услышанного произведения Прокофьева:
Ликующий пожар багряного цветка,
Клавиатура снов играет огоньками,
Чтоб огненными вдруг запрыгать языками
Расплавленной руды взметенная река.
Мгновенья пляшут вальс. Ведут гавот века.
Внезапно дикий бык, опутанный врагами,
Все путы разорвал и стал, грозя рогами.
Но снова нежный звук зовет издалека.
Из малых раковин воздвигли замок дети,
Балкон опаловый оточен и красив.
Но, брызнув бешено, все разметал прилив.
Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете,
В тебе востосковал оркестр о звонком лете,
И в бубен Солнца бьет непобедимый Скиф.
Профессор З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин