300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Р.Шуман (1810-1856). "Детские сцены" для фортепиано ор.15
И.Брамс (1833-1897). 7 фантазий для фортепиано ор.116
А.Скрябин (1872-1915). 8 прелюдий ор.11
Ф.Лист (1811-1886). Мефисто - вальс №3 S.216
Ф.Шопен (1810-1849). Полонез №6 "Героический" ор.53
Филипп Копачевский (фортепиано)
О программе концерта
Для Роберта Шумана фортепианный цикл был одним из самых значимых жанров в творчестве. Череда разнохарактерных программных пьес, объединенных общей идеей, открывала перед композитором возможность показать богатство мира во всех его оттенках. Так появились его «Карнавал», «Бабочки», «Арабески» и другие циклы. Особенным было отношение композитора к «Детским пьесам» (ор. 15), написанным в 1838 году, о которых он говорил много и охотно. В письме к Кларе Вик композитор признавался: «Детские сцены... кроткие и нежные, и счастливые — как наше будущее». Важно и признание, сделанное Шуманом Кларе: «…написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал “Детскими сценами”. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как “Пугание”, “У камина”, “Игра в жмурки”, “Просящее дитя”, “Верхом на палочке”, “О чужих странах”, “Забавная история” и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать». Внешняя простота, однако, не затмевает глубины содержания и виртуозности пьес; цикл «Детские сцены» написан о детях, но не для детей. Шуман отмечал, что цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
Фортепианная музыка, богатая по жанровому и образному содержанию, занимает большое место в творчестве Иоганнеса Брамса. Уже на склоне лет, создавая свои последние сочинения, композитор словно мысленно обратился в прошлое, воссоздавая облики давно ушедших друзей, среди которых — Роберт Шуман. «Фантазии» ор. 116, написанные Брамсом в 1891–1892 годах, будто заново открывают «карнавальные» черты из прошлого, интонационно перекликаясь со знаменитыми пьесами старшего друга. Цикл «Фантазии» включает 7 пьес —3 каприччио и 4 интермеццо (данный жанр стал наиболее характерным для Брамса в последний период творчества). Если раньше интермеццо у композитора использовались по прямому назначению, как пьесы, соединяющие основные каприччио, то теперь интермеццо становятся независимыми художественными пьесами, свободными по образному строю и структуре. Поэтому цикл «Фантазии» строится не на последовательном чередовании каприччио и интермеццо, а в особой их группировке. Каприччио («капризы») динамично обрамляют цикл и вторгаются в качестве третьей пьесы, утверждая страстные, патетичные образы. Интермеццо же становятся островками лирического отдохновения, раскрывая такие характерные для Брамса образы скупой мужской лирики.
Творчество А. Н. Скрябина соединяет в себе два основополагающих направления — симфоническую и фортепианную музыку. По словам первого исследователя творчества композитора Л. Л. Сабанеева, «начиная говорить о фортепианном творчестве А. Скрябина, мы погружаемся в изначальную, природную стихию. Скрябин – по существу своему, по первичному творческому импульсу – композитор фортепианный. Его пианизм, столь трудно отделимый от его фортепианного творчества, породил это творчество и сам порожден им». Из 74 опусов, созданных композиторов, 68 представляют собой сочинения для фортепиано, включающие разнообразные жанры: сонаты, поэмы, прелюдии, этюды, мазурки и др. Блестящий пианист, Скрябин изнутри постигал законы фортепианного искусства, и уже в ранних сочинениях заявил о себе как об оригинальном композиторе–новаторе, открывающем новые, смелые пути в трактовке жанров, в образном строе, в формировании музыкально–выразительных средств. Прелюдия изначально привлекала внимание Скрябина. В 1890-е годы он задумал большой цикл — 48 прелюдий (по две в каждой из 24-х тональностей). В процессе работы и эволюции творческого мышления замысел менялся, и композитор, написав в общей сложности 47 пьес, вместо одного масштабного цикла создал несколько отдельных, объединенных номером опуса. В одном из писем Скрябин отмечал: «Каждая прелюдия – маленькое сочинение, которое может существовать самостоятельно, независимо от других прелюдий». Опус 11 включает 24 прелюдии во всех тональностях. В программу концерта включены 8 из них — разнохарактерные, отличающиеся по художественному наполнению и динамике, но в совокупности своей передающие особый стиль композитора нового времени.
Образы Мефистофеля и Фауста убедительно представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.
Полонезы в творчестве Фредерика Шопена выделены особо: танец его Родины, полонез ассоциировался у жившего за ее пределами композитора с образами, обычаями, историей и искусством Польши. Традиции фортепианного полонеза, заложенные некогда М. Огинским, продолжают активно развиваться уже в ранних произведениях Шопена, хотя первые полонезы носят во многом подражательный характер. Позднее полонезы обретают новые черты, «героизируются», усложняются в смысловом и структурном отношении. К таковым в полной мере относится знаменитый героический Полонез ор. 53, написанный в 1842 году, где Шопен достигает почти оркестровой звучности.
Интродукция своим волевым напором, активными хроматическими пассажами, мощными аккордами раскрывает основной «героический» образ сочинения и подготавливает появление гордой, сильной, решительной главной темы. Энергичный эпизод в середине Полонеза обрел особую известность, его часто называют «кавалерийским» (стоит, однако, напомнить, что почти всегда определения и названия в сочинениях Шопена принадлежат их издателям или слушателям), благодаря его во многом картинной изобразительности. Мощность звучания достигает здесь своего апогея, после которого небольшой лирический эпизод вводит репризу сочинения. В Полонезе воплощены характерные черты композитора, которые С. Рихтер определил следующими словами: «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен».
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин