26
мая
Четверг
19:00
2016
Стоимость билетов:
300-350 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
Ко Дню города
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Р.Шуман (1810-1856). "Детские сцены" для фортепиано ор.15
И.Брамс (1833-1897).  7 фантазий для фортепиано ор.116

II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Скрябин (1872-1915). 8 прелюдий ор.11
Ф.Лист (1811-1886). Мефисто - вальс №3 S.216
Ф.Шопен (1810-1849). Полонез №6 "Героический"  ор.53

Солист – лауреат международных конкурсов
Филипп Копачевский (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Для Роберта Шумана фортепианный цикл был одним из самых значимых жанров в творчестве. Череда разнохарактерных программных пьес, объединенных общей идеей, открывала перед композитором возможность показать богатство мира во всех его оттенках. Так появились его «Карнавал», «Бабочки», «Арабески» и другие циклы. Особенным было отношение композитора к «Детским пьесам» (ор. 15), написанным в 1838 году, о которых он говорил много и охотно. В письме к Кларе Вик композитор признавался: «Детские сцены... кроткие и нежные, и счастливые — как наше будущее». Важно и признание, сделанное Шуманом Кларе: «…написал тридцать маленьких забавных вещей, из которых отобрал около двенадцати и назвал “Детскими сценами”. Ты обрадуешься им, но, конечно, должна будешь забыть о себе как о виртуозе. Там такие названия, как “Пугание”, “У камина”, “Игра в жмурки”, “Просящее дитя”, “Верхом на палочке”, “О чужих странах”, “Забавная история” и т. д., чего там только нет! В общем, там все очевидно, и к тому же все пьесы легко напевать». Внешняя простота, однако, не затмевает глубины содержания и виртуозности пьес; цикл «Детские сцены» написан о детях, но не для детей. Шуман отмечал, что цикл — «отражение прошлого глазами старшего и для старших».
Фортепианная музыка, богатая по жанровому и образному содержанию, занимает большое место в творчестве Иоганнеса Брамса. Уже на склоне лет, создавая свои последние сочинения, композитор словно мысленно обратился в прошлое, воссоздавая облики давно ушедших друзей, среди которых — Роберт Шуман. «Фантазии» ор. 116, написанные Брамсом в 1891–1892 годах, будто заново открывают «карнавальные» черты из прошлого, интонационно перекликаясь со знаменитыми пьесами старшего друга. Цикл «Фантазии» включает 7 пьес —3 каприччио и 4 интермеццо (данный жанр стал наиболее характерным для Брамса в последний период творчества). Если раньше интермеццо у композитора использовались по прямому назначению, как пьесы, соединяющие основные каприччио, то теперь интермеццо становятся независимыми художественными пьесами, свободными по образному строю и структуре. Поэтому цикл «Фантазии» строится не на последовательном чередовании каприччио и интермеццо, а в особой их группировке. Каприччио («капризы») динамично обрамляют цикл и вторгаются в качестве третьей пьесы, утверждая страстные, патетичные образы. Интермеццо же становятся островками лирического отдохновения, раскрывая такие характерные для Брамса образы скупой мужской лирики.
Творчество А. Н. Скрябина соединяет в себе два основополагающих направления — симфоническую и фортепианную музыку. По словам первого исследователя творчества композитора Л. Л. Сабанеева, «начиная говорить о фортепианном творчестве А. Скрябина, мы погружаемся в изначальную, природную стихию. Скрябин – по существу своему, по первичному творческому импульсу – композитор фортепианный. Его пианизм, столь трудно отделимый от его фортепианного творчества, породил это творчество и сам порожден им». Из 74 опусов, созданных композиторов, 68 представляют собой сочинения для фортепиано, включающие разнообразные жанры: сонаты, поэмы, прелюдии, этюды, мазурки и др. Блестящий пианист, Скрябин изнутри постигал законы фортепианного искусства, и уже в ранних сочинениях заявил о себе как об оригинальном композиторе–новаторе, открывающем новые, смелые пути в трактовке жанров, в образном строе, в формировании музыкально–выразительных средств. Прелюдия изначально привлекала внимание Скрябина. В 1890-е годы он задумал большой цикл — 48 прелюдий (по две в каждой из 24-х тональностей). В процессе работы и эволюции творческого мышления замысел менялся, и композитор, написав в общей сложности 47 пьес, вместо одного масштабного цикла создал несколько отдельных, объединенных номером опуса. В одном из писем Скрябин отмечал: «Каждая прелюдия – маленькое сочинение, которое может существовать самостоятельно, независимо от других прелюдий». Опус 11 включает 24 прелюдии во всех тональностях. В программу концерта включены 8 из них — разнохарактерные, отличающиеся по художественному наполнению и динамике, но в совокупности своей передающие особый стиль композитора нового времени.
Образы Мефистофеля и Фауста убедительно представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл.
Полонезы в творчестве Фредерика Шопена выделены особо: танец его Родины, полонез ассоциировался у жившего за ее пределами композитора с образами, обычаями, историей и искусством Польши. Традиции фортепианного полонеза, заложенные некогда М. Огинским, продолжают активно развиваться уже в ранних произведениях Шопена, хотя первые полонезы носят во многом подражательный характер. Позднее полонезы обретают новые черты, «героизируются», усложняются в смысловом и структурном отношении. К таковым в полной мере относится знаменитый героический Полонез ор. 53, написанный в 1842 году, где Шопен достигает почти оркестровой звучности.
Интродукция своим волевым напором, активными хроматическими пассажами, мощными аккордами раскрывает основной «героический» образ сочинения и подготавливает появление гордой, сильной, решительной главной темы. Энергичный эпизод в середине Полонеза обрел особую известность, его часто называют «кавалерийским» (стоит, однако, напомнить, что почти всегда определения и названия в сочинениях Шопена принадлежат их издателям или слушателям), благодаря его во многом картинной изобразительности. Мощность звучания достигает здесь своего апогея, после которого небольшой лирический эпизод вводит репризу сочинения. В Полонезе воплощены характерные черты композитора, которые С. Рихтер определил следующими словами: «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». 

Проф.З.М.Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Филипп Копачевский