26
июня
Пятница
19:00
2015
Стоимость билетов:
500-800 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
Венсан Люка (флейта)
I отделение

И.С.Бах (1685-1750). Соната ми минор для флейты и фортепиано
А.Онеггер (1892-1955). "Танец Козочки" для флейты соло
Ж.Массне (1842-1912). "Размышление"  для флейты и фортепиано
П.Санкан (1916-2008). Сонатина для флейты и фортепиано
Г.Форе (1845-1924). Сицилиана для флейты и фортепиано ор.78
М.Маре (1656- 1728). Вариации на тему Испанской Фолии для флейты соло

II отделение

Ф.Гобер (1879-1941). Соната №2 для флейты и фортепиано
О.Тактакишвили (1924-1989). Соната для флейты и фортепиано

И.С.Бах (1685-1750). Трио-соната для двух флейт и фортепиано до минор

Солист – Профессор Парижской Высшей Национальной консерватории, солист Оркестра Парижа
Венсан Люка (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

В концерте принимает участие лауреат международных конкурсов Денис Лупачев (флейта)

ENGLISH

О программе концерта

Соната для флейты и клавесина № 5 ми минор входит в сборник сонат, над которым И. С. Бах работал в Кетене при дворе князя Леопольда (1717-1723). Сборник обозначил важный этап на пути развития сольного флейтового исполнительства, а Соната в четырех частях, построенных на темповом контрасте, до сих пор остается в концертной практике одной из самых исполняемых. Первая ее часть (Adagio ma non tanto) — медленная, с неторопливым развертыванием исходной темы, рождает ощущение философского размышления. Вторая часть (Allegro) переводит звучание в активное стаккатное движение. Третья часть (Andante) возникает в цикле в качестве лирического, безыскусного интермеццо. Четвертая часть (Allegro) решена композитором как финал, обобщающий музыкально-образное развитие предшествующих частей.
К особым сочинениям в наследии И. С. Баха следует отнести цикл «Музыкальное приношение» (1747), написанный на тему прусского короля Фридриха II и посвященный ему. В целостном виде масштабное произведение включает целый ряд пьес, завершающихся четырёхчастной Трио-сонатой с участием флейты, на которой играл король. Заключая сочинение и являясь его смысловым итогом, Трио-соната становится венцом барочного стиля, господствующего в творчестве композитора, в то же время она обнаруживает черты нового стилевого направления — сентиментализма. Первая часть произведения (Largo) характеризуется возвышенным, благородным звучанием, здесь господствует умиротворенно-созерцательное настроение. Композитор вписал сюда свое имя «B-A-C-H». Он очень серьезно относился к вопросам формы, количеству голосов, к числу тактов в пьесе и т.д. Поэтому главная тема проводится имитационно у флейты и скрипки ровно четырнадцать раз. Выбор количества проведений не случаен. Если пронумеровать буквы латинского алфавита, то получится, что буквам, составляющим фамилию (Bach), соответствуют цифры: В - 2, А - 1, С - 3, Н - 8. В сумме - 14.
Вторая часть Трио-сонаты (Allegro) — быстрое, многосоставное фугато, построенное на основной теме «Музыкального приношения». Финал, в котором та же «тема короля» приобретает триольную пульсацию, по характеру приближается к быстрой жиге. По словам исследователя А. Швейцера, Трио-соната «переносит слушателя на вершины скалистых гор, где жизнь уже прекратилась, и нагроможденные друг на друга скалы остро очерченной линией отделяются от голубого неба. Такова красота трио-сонаты из "Музыкального приношения". Она глубока и сурова…».
Выдающийся французский композитор Артюр Онеггер, автор многих крупных, масштабных сочинений, обрел известность и как мастер инструментальной миниатюры. Среди наиболее популярных его пьес — «Танец козочки» для флейты соло, написанный в 1921 году как музыкальный номер для танцовщицы Лизаны в пьесе французского драматурга Саши Дерек «La Mauvaise  Pensée». Танцевальный образ, построенный на выразительном тритоновом ходе, очень быстро перестал носить прикладной характер, получив известность как яркая программная пьеса.
Современный французский пианист, композитор и педагог Пьер Санкан известен, в первую очередь, как выдающийся ансамблист, выступавший со многими крупнейшими европейскими исполнителями. Собственные сочинения Санкана связаны с разными жанрами (он написал оперу, балеты, камерные и концертные произведения), но наибольшую известность получила его трехчастная Сонатина для флейты и фортепиано (I. Moderato. II. Andante еspressivo. III. Anime), в которой композитор развивает традиции национальных камерно-музыкальных сочинений. Каждая из частей Сонаты построена как выразительная, по-французски изящная пьеса, открывающая перед исполнителями возможность передать все оттенки человеческого чувства.
Сицилиана в качестве самостоятельного жанра первоначально формировалась как вокальная или инструментальная пьеса, ведущая традиции от народного искусства Сицилии. Отличающаяся спокойным, плавным движением, она часто вводилась композиторами (среди них — Гендель, Моцарт и др.) в качестве лирического раздела многочастного сочинения. В 19 веке сицилиана редко появляется в композиторском творчестве. Среди немногих образцов этого периода выделяется Сицилиана для виолончели и фортепиано французского композитора Габриэля Форе, написанная в 1893 году. Спустя несколько лет, создавая музыку для постановки спектакля «Пеллеас и Мелизанда» М. Метерлинка, Форе использовал свою пьесу, введя ее в действие в качестве лирического эпизода. Позднее был выполнен ряд переложений пьесы для различных инструментов.
Фолия — мелодия испано-португальского происхождения — является одной из ранних, известных в европейской музыке тем, начиная с 15 века. Она была положена в основу сочинений многими композиторами —А. Вивальди, Н. Паганини, С. В. Рахманиновым. Французский композитор и исполнитель на виоле да гамба Марен Маре, автор более 600 произведений для этого инструмента, создал серию вариаций на данную тему. Они завершают Первую сюиту композитора из 20 номеров, впервые опубликованную в 1701 году, где Маре раскрывает богатые возможности инструментальной барочной традиции.
Опере «Таис», созданной французским композитором Жюлем Массне в 1894 году по роману А. Франса, была уготована сложная судьба. В основу оперы положены религиозные проблемы, которые композитор представил на сцене в эффектной театральной форме. Насыщенная прекрасными лирическими темами, опера, редко ставящаяся сейчас на сцене, исполняется фрагментами в концертных номерах. «Размышление» — центральный эпизод оперы, где звучит одна из самых одухотворенных скрипичных мелодий, аранжированная для многих инструментов.
Филипп Гобер – французский флейтист, композитор, профессор и главный дирижер оркестра Парижской консерватории. Он известен как автор многих разнохарактерных произведений для флейты, среди которых выделяются фантазии, программные пьесы и проч. Его творчество несет на себе отчетливое влияние Г. Форе и К. Дебюсси, композитор продолжает столь ярко представленную во французской музыке лирико-импрессионистическую традицию. Соната для флейты и фортепиано № 2 – вторая из трех, написанных композитором, создавалась в 1924 году. Композитор раскрывает здесь все выразительные и технические возможности инструмента, отказываясь от традиционной трактовки сонатного цикла и создавая в трехчастной композиции (1. Pastorale. 2. Andante. 3. Assez vif) своеобразную галерею картин природы.
Отар Тактакишвили — замечательный грузинский композитор, активно работавший в музыкально-театральных и симфонических жанрах, известен и как автор инструментальных сочинений, в которых активно обозначено национальное начало. Богатейший фольклор Грузии, представленный песенными, танцевальными, инструментальными напевами, определяет особенности трактовки традиционных жанров в творчестве композитора. Соната для флейты и фортепиано, написанная в 1960 году, сохраняя внешне форму сонатного цикла  (I. Allegro cantabile. II. Moderato con moto. III. Allegro scherzando), в реальном звучании напоминает в большей степени сюиту, где последовательно раскрываются образы и ситуации, характерные для жизни Грузии.
Проф.З.М.Гусейнова

Фотогалерея концерта

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин