300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
С.Прокофьев (1891- 1953). Соната №2 для скрипки и фортепиано
П.Чайковский (1840 -1893). Размышление op. 42 №1
П.Чайковский (1840 -1893). Вальс-скерцо op.34
Г. Венявский (1835-1880). Вариации на оригинальную тему op.15
Ольга Якушина (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Наталья Соколовская
II отделение
Й.Гайдн (1732-1809). Соната Ля мажор
Ж.Рамо (1683 -1764). Пьесы из Сюиты для клавесина
Л. Яначек (1854 – 1928). Соната "1905"
Ф. Шопен (1810-1849). Мазурка ми минор op.41
Интродукция и Рондо op.16
Наталья Соколовская (фортепиано)
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Творчество С. С. Прокофьева открыло одну из самых ярких страниц мировой музыкальной культуры ХХ века. Автор множества сочинений разнообразных жанров, создатель нового направления в музыке, Прокофьев оказал мощное влияние на искусство отечественных и зарубежных композиторов-современников. Соната для скрипки и фортепиано (соч. 94 bis) Прокофьева обрела свое дополнительное обозначение («bis»), поскольку представляла собой транскрипцию Сонаты для флейты и фортепиано, созданной в годы войны. Первое исполнение сочинения Николаем Харьковским и Святославом Рихтером состоялось в декабре 1943 года. Выдающийся скрипач Давид Ойстрах, услышав флейтовую cонату, предложил композитору сделать ее скрипичную версию. «Это оказалось нетрудной работой, – писал Прокофьев – так как выяснилось, что партия флейты удобно складывается для скрипичной техники. Количество изменений в партии флейты было минимальное, и они коснулись главным образом штрихов. Фортепианная партия осталась неизменной». Уже в июне 1944 года Ойстрах исполнил Сонату вместе c Львом Обориным, и с тех пор произведение получило известность именно как скрипичное.
В Сонате отчетливо проявляются характерные черты стиля Прокофьева этих лет. Композитор создает монументальное четырехчастное полотно, о чем сам пишет: «Музыку надо сочинять большую, где замысел и техническое выполнение соответствовали бы размаху эпохи». Не случайно композитор одновременно с Сонатой работал над оперой «Война и мир». В Сонате лирическое начало господствует в первой части (Moderato), и затем оно предстает в третьей части (Andante), контрастом же по отношению к ним обеим возникает вторая часть (Скерцо), наполненная столь характерными для Прокофьева гротесковыми интонациями. Стремительный финал (Allegro con brio) драматургически и эмоционально завершает сочинение.
Две скрипичные пьесы П.И. Чайковского – «Вальс-скерцо» (ор. 34) и «Размышление» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 1) создавались в один период. Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» была написана в 1877 году. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного Чайковским жанра вальса. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
«Размышление» - первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном П.И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово - украинское имение Н. Ф. фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» («Meditation») первоначально предназначалась композитором в качестве второй части Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
Один из самых блестящих скрипачей 19 столетия Генрик Венявский, родившийся в Польше, получивший образование в Париже, завоевал европейскую известность, выступая с концертами во многих городах и странах, в том числе в России. С 1860 года Венявский жил в Петербурге, получив место солиста Императорского двора. После открытия в 1862 году консерватории он стал одним из первых ее профессоров, где и работал до 1865 года. Все композиторское наследие музыканта посвящено скрипке, оно в полной мере позволяет осознавать уровень виртуозности и художественности мышления его автора. Г. Берлиоз писал о Венявском: «Это — дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того — он это выполняет». Родные польские напевы стали благодатной почвой, на которой сформировался круг характерных жанров Венявского. Он писал для скрипки, наряду с крупными сочинениями, мазурки, куявяки и полонезы, превращая традиционные танцы в яркие концертные пьесы.
В Вариациях на оригинальную тему в самом начале звучит основная тема торжественного склада. Она возникает у солирующей скрипки, лишь в конце обретая поддержку фортепиано. Тема состоит из двух контрастных элементов – хорального и импровизационного, в дальнейшем многократно преобразованных. Тема активно развивается на протяжении трех вариаций у солирующей скрипки и у фортепиано, приобретая каждый раз новые интонационные и фактурные оттенки и демонстрируя богатые возможности инструментов (“феерическую орнаментальность”) в их то активном, то нежно-трепетном звучании. Финальной частью сочинения становится концертный вальс, завершающийся бравурной кодой.
Клавирное наследие Йозефа Гайдна включает значительное количество сочинений, в центре которых находятся сонаты. В настоящее время известно более 60-ти произведений данного жанра, создававшихся композитором на протяжении более сорока лет. За это время соната прошла сложный путь развития, сформировав тип классической сонаты, который стал своеобразным эталоном для композиторов последующих поколений. Один из современников говорил о Гайдне: "Всегда богатый и неистощимый, всегда новый и поразительный, всегда значительный и величественный, даже когда он кажется смеющимся. Он поднял нашу музыку на ту ступень совершенства, которую мы не слышали до него". Эти слова в полной мере могут быть отнесены к фортепианным сонатам, отразившим богатый внутренний мир художника, в том числе и к Сонате Ля мажор, созданной в 1773 году и посвященной князю Н. Эстергази. Устойчивое строение цикла, характерное для классических сонат композитора, ни в малейшей степени не препятствует созданию своеобразного и яркого в структурно-тематическом отношении произведения, где каждая часть выступает как незатейливая, выразительная сценка. В совокупности же возникает характерный для Гайдна оптимистичный, светлый образ, отчетливо передающий его видение мира.
Жан-Филипп Рамо – французский композитор и музыкальный теоретик, создававший музыку для парижских театров, произведения духовных и светских жанров, получивший в 1745 году звание придворного композитора. Его пьесы для клавесина, новаторские по форме и средствам музыкальной выразительности, в значительной степени подготовили достижения композиторов классической школы. Очень часто композитор создавал пьесы как программные, в которых название определяло характер звучания. К ним относятся отдельные пьесы девятичастной Сюиты для клавесина, написанной в 1724 году: Аллеманда, Жига в форме рондо и «Перекличка птиц». Композитор словно поэтизирует танец, привносит элемент театральности, усиливает декоративное начало за счет фигураций и украшений.
К жанру мазурки Фредерик Шопен обращался в своем творчестве чаще всего, создав около 60-ти произведений; не случайно последним сочинением композитора стала именно мазурка. К тому же элементы этого польского танца часто проникают в другие сочинения, как бы «просвечивая» сквозь их музыкальную ткань. Мазурка стала для композитора символом Родины, ее обобщенным образом. По сравнению с остальными сочинениям Шопена мазурки более скромны, в них почти нет виртуозного блеска, здесь на первый план выходит утонченность, одухотворенность, изящество. Мазурка ми минор включена как № 2 в опус 41, написанный в 1838-39 годах и содержащий четыре пьесы. Композитор решает ее как лирическую пьесу, отсылающую к самым интимным переживаниям человека.
Интродукция и Рондо Ми бемоль мажор относятся к раннему периоду творчества композитора, который посвятил опус своей ученице Каролине Хартман. Интродукция выполняет важную роль: она определяет экспрессивный характер, в дальнейшем раскрывающийся в основных разделах Рондо.
Леош Яначек — известный чешский композитор, музыкальный теоретик, фольклорист, публицист и педагог. Как и другие славянские композиторы, он был тесно связан с Россией: приезжал в нашу страну, хорошо знал русский язык и любил русскую литературу, на сюжеты которой создавал произведения. В их числе — Рапсодия для оркестра «Тарас Бульба» по повести Н.В. Гоголя, Первый струнный квартет по повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» и др. Фортепианная соната «С улицы» («1 октября 1905 года») является одним из наиболее значительных сочинений Яначека. 1 октября 1905 года состоялась демонстрация жителей чешского города Брно в поддержку открытия в городе национального университета. Немецкий магистрат разогнал демонстрантов, жертвой при этом стал 20-летний рабочий. Замысел сочинений, связанного с данной трагедией, возник у Яначека, бывшего свидетелем событий, практически сразу. Уже в январе 1906 года он закончил сонату в трех частях («Предчувствие», «Смерть», «Похоронный марш»), но перед самым концертом сжег третью часть, а позднее — и первые две. Только благодаря случайно сохранившейся копии у пианистки Л. Тучковой Соната не пропала. Яначек признавался, что он был рад этому, и даже сам вписал программу теперь уже двухчастной сонаты:
Белый мрамор лестницы
Беседного дома в Брно…
Здесь пал обагренный кровью
Простой рабочий Франтишек Павлик.
Он пришел, чтобы выступить в защиту высшей школы
и был убит жестокими убийцами.
Леош Яначек.
Памяти рабочего,
Заколотого штыком на манифестации
В защиту университета в Брно.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин