250 - 350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
К.М. фон Вебер (1786-1826). Концерт № 2 для кларнета с оркестром ор.74
Солист лауреат международных конкурсовАлександр Васильев (кларнет)
II отделение
Е.Светланов (1928-2002). «Русские вариации» для арфы и струнного оркестра
Солистка лауреат международных конкурсовОксана Сидягина (арфа)
П. Чайковский (1840-1893). Концерт №1 для фортепиано с оркестром op.23
Солист лауреат международных конкурсовСергей Танин (фортепиано)
Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр
Дирижер Заслуженный артист России Александр Титов
О программе концерта
Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор знаменитой оперы «Волшебный стрелок», был известен и как автор произведений с участием кларнета. Среди его сочинений – два концертино и два концерта для кларнета с оркестром, Квинтет для кларнета и струнных, Большой концертный дуэт для кларнета и фортепиано. Кларнет играл большую роль и в других сочинениях композитора, например, именно этот инструмент стал лейттембром Агаты в «Волшебном стрелке». Два Концерта для кларнета с оркестром были написаны композитором непосредственно один за другим и впервые исполнены в 1811 году. Они создавались Вебером для известного кларнетиста того времени К. Бермана по заказу короля Баварии Макса Иосифа. В Концерт № 2 композитор привносит новые, романтические черты, одновременно сохраняя в нем традиционную трехчастную форму (Allegro - Romanza. Andante con moto - Alla Polacca). Очень выразительно звучит быстрая первая часть, где после длительного оркестрового вступления главная тема у солирующего кларнета – виртуозная, ритмически сложная — вступает в диалог с оркестром, «переигрывая» его и заставляя следовать за собой. Прекрасная, чисто кларнетовая тема второй части (Романс) своей распевностью, обусловленной природой солирующего инструмента, представляет образец истинной лирики, подкрепленной мягким аккомпанементом оркестра. Лишь на мгновение в это звучание вторгаются чуждые, резкие интонации с тем, чтобы затем острее почувствовать возвращение основного образа. Финал Концерта – одно из самых популярных творений Вебера. Его польские элементы, проявляющиеся уже в начальной, ритмически прихотливой, виртуозной теме, словно перебрасываются от солиста к оркестру, создавая яркую, многохарактерную композицию. Все это позволяет говорить о том, что в произведении Вебера закладывается новый подход к трактовке жанра инструментального концерта, его новое романтическое видение.
Выдающийся отечественный дирижер Евгений Федорович Светланов был известен и как композитор, автор разножанровых сочинений. Родион Щедрин писал о музыке Е. Ф. Светланова: «Каждое его сочинение полно открытости чувства, непосредственности эмоционального высказывания, отмечено мелодической щедростью, напевной широтой». Во многих инструментальных произведениях, в том числе программных, музыкант активно использовал русский фольклор, это отмечается в Квинтете для духовых инструментов «Деревенские сутки», Поэме «Калина красная» (памяти Василия Шукшина), а также в «Русских вариациях» для арфы и струнного оркестра, созданных в 1975 году. Сочинение стало одним из самых популярных опусов Е. Ф. Светланова, вошедшим в репертуар многих арфистов. «Русские вариации» были написаны для известной арфистки, солистки Государственного академического симфонического оркестра СССР Надежды Толстой. Композитор в своем сочинении продолжает традиции русских классиков, создававших двойные вариации на темы русских народных песен. Первая тема – распевная, широкого дыхания, она воссоздает образы древнего былинного эпоса и получает многоплановое развитие в последующей цепочке вариаций; вторая тема более подвижна, композитор в вариациях обнажает ее многогранный облик, но в конце все же возвращается к эпическому характеру первой темы. Художественная роль арфы в сочинении в определенной степени сводится к воссозданию гусельного звучания, столь тесно связанному с былинными традициями.
Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского си-бемоль минор (1875) безоговорочно может быть отнесен к числу самых исполняемых в мировой музыкальной практике сочинений. Сейчас даже трудно себе представить, что в свое время он вызвал непонимание со стороны Н.Г. Рубинштейна, которому собирался посвятить новое произведение Чайковский и который объявил концерт «непригодным для исполнения». Первым исполнителем Концерта (это произошло в США, в Бостоне) стал Ганс фон Бюлов — выдающийся немецкий пианист, ученик Ф. Листа, которому и посвящено сочинение. В России же первым исполнителем Концерта был С.И. Танеев. В одном из писем он назвал сочинение первым русским фортепианным концертом.
В своем сочинении П. И. Чайковский использовал несколько народных тем, в том числе украинских. В первой части Концерта (Allegro non troppo e molto maestoso) в главную партию он ввел напев лирников, который слышал на Украине. Финал Концерта (Allegro con fuoco) композитор построил также на украинской плясовой песне «Выйди, выйди, Иваньку». По воспоминаниям брата Модеста Ильича Чайковского, во вторую часть Концерта (Andantino semplice. Prestissimo) композитор ввел французскую песню, которую часто напевали его младшие братья. Сочинение Чайковского принадлежит к числу самых светлых и самых торжественных среди все фортепианных концертов. Открывающие первую часть Концерта мощные аккорды, яркая гимническая тема, звучащие и у оркестра, и у солиста, создают тот особый, приподнятый характер, который сохраняется на протяжении всей части, оттеняясь другими темами. Вторая (медленная) часть привносит лирический нюанс, возникающий благодаря теме, напоминающей колыбельную. Финал Чайковский традиционно решает как картину всеобщего веселья, хоровод народно-жанровых мелодий, логично венчающий Концерт.
Проф. З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин