27
июня
Вторник
20:00
2017
Стоимость билетов:
500-1000 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
сольный концерт
I отделение

 Й.Гайдн (1732-1809). Соната для фортепиано до мажор Hob. XVI/48
Л.ван Бетховен (1770-1827). Соната № 26 "Прощальная" для фортепиано 

II отделение

Р.Шуман (1810-1856). Соната № 2 для фортепиано соль минор ор. 22
Ф.Лист (1811-1886). Испанская рапсодия для фортепиано S.254

 

Солист – лауреат XV Международного конкурса им. П.И.Чайковского
Дмитрий Маслеев (фортепиано)

IN ENGLISH

О программе концерта

Клавирное наследие Йозефа Гайдна включает значительное количество сочинений, в центре которого находятся сонаты. В настоящее время известно более 60-ти произведений данного жанра, создававшихся композитором на протяжении более сорока лет. За это время соната прошла сложный путь развития, сформировав тот тип классической сонаты, который стал своеобразным эталоном для композиторов последующих поколений. Один из современников говорил о Гайдне: "Всегда богатый и неистощимый, всегда новый и поразительный, всегда значительный и величественный, даже когда он кажется смеющимся. Он поднял нашу музыку на ту ступень совершенства, которую мы не слышали до него". Эти слова в полной мере могут быть отнесены к сонатам, отразившим богатый внутренний мир художника. Соната До мажор (Hob. XVI:48; ор. 70) относится к позднему периоду творчества композитора; она была написана предположительно в 1789 году и представляет собой, как и ряд других сонат этого периода, двухчастный цикл. Введение в начале Сонаты выразительной медленной части (1. Andante con espressione)подчеркивает значение лирической линии в сочинении. К тому же композитор отказывается от сонатного аллегро и использует форму вариаций, привнося в изложение материала элемент «фантазийности». В финале же Сонаты (2. Rondo. Presto) господствует игровая, скерцозная стихия, заложенная уже в его основной теме-рефрене.
Фортепианная соната № 26 Es-dur «Прощальная» (единственная программная из 32-х фортепианных сонат композитора) была написана Людвигом ван Бетховеном в 1809-1810 годах и посвящена покровителю и ученику музыканта, эрцгерцогу Рудольфу Австрийскому, который был вынужден покинуть Вену во время нашествия Наполеона. Программность сонаты утверждена самим Бетховеном, который над тремя первыми звуками начальной аккордовой темы медленного вступления выписал слово: «Lebewohl» («Прощание»), обозначив тем самым название части. Вторая часть (Andante espressivo) носит название «Abwesenheit» («Разлука»), третья (Viva cissimamente) — «DasWiedersehen» («Возвращение»). Соответственно этому выстраивается цикл, где первая часть (сонатное аллегро) предваряется медленным вступлением, здесь, собственно, сосредоточена основная идея произведения. Медленная вторая часть, в которой звучат интонации вступительного «прощания», раскрывает характерное для композитора состояние волнения и переживания. Третья часть передает динамичное, напряженное движение, часто встречающееся в бетховенских финалах, но здесь оно на краткое мгновение останавливается в свое беге, вводя медленные эпизоды, как бы возвращающие слушателя к начальному печальному состоянию.
Над своей Сонатой № 2 Роберт Шуман, крупнейший немецкий композитор-романтик, начал работать в 1835 году. В 1838 году известная пианистка Клара Вик, будущая супруга композитора, писала Р. Шуману: «Я с нетерпением жду вторую сонату, в ней так явно выражена ваша сущность». И в том же письме она призвала его пересмотреть последнюю часть, технически слишком трудную для исполнения, что и было сделано композитором. Не имея названия, Соната, однако, созвучна многим программным опусам композитора, раскрывающим особый характер страстных романтических образов, передавая героические порывы, неистовое движение, глубокую скорбь и любовное признание во всем многообразии оттенков. Это отчасти находит выражение в темповых и динамических указаниях, которые композитор предпосылает каждой из четырех частей сонаты. I часть сопровождается ремаркой: «So rasch wie moglich» («Так быстро, как только возможно»), что не мешает Шуману далее вставлять указания «Schneller» («Быстрее») и «Noch Schneller» («Еще быстрее»), создавая к концу части неистовое динамическое напряжение. II часть — традиционное медленное Andantino, романтически возвышенное, проникнутое подлинным чувством. III часть задумана композитором как Скерцо, где проносится череда разнохарактерных образов и которое предполагается исполнять очень быстро, с выделением акцентов. IV часть — еще один стремительный раздел сонаты, который композитор вначале сопровождает ремаркой «Presto», затем вводя дополнение «Prestissimo». Здесь вихревое фортепианное движение произведения достигает апогея. Свое сочинение Шуман посвящает Генриетте Фойгт — любительнице музыки, поклоннице композитора, сыгравшей значительную роль в его творчестве 1830-х годов.
Жанр рапсодии – музыкального произведения, написанного на фольклорные темы обычно в свободной форме и построенного как чередование нескольких контрастных эпизодов, получил свое высшее выражение в творчестве выдающегося венгерского композитора Ференца Листа. 19 Венгерских рапсодий композитора и его Испанская рапсодия ставили своей основной задачей передать красоту подлинных народных мелодий – венгерских, испанских, цыганских. Испанская рапсодия (1863) стала одним из самых известных фортепианных произведений Листа, в котором композитор сделал уточнение по отношению к основным разделам: «Folies d'Espagne» (фолия – одна из самых известных испанских старинных тем, она сумрачно и торжественно звучит в рапсодии сразу после бравурного вступления) и «Jota aragonesa» («Арагонская хота», данная тема использована и в одноименном сочинении М.И. Глинки). Во время поездки в Испанию в 1845 году Лист создал «Большую концертную фантазию на темы испанских мелодий», которую впоследствии переработал в Испанскую рапсодию. Ярко национальная, пронизанная звуками и красками Испании, по-листовски виртуозная, рапсодия является одним из самых исполняемых сочинений композитора. Свое сочинение Лист с величайшим почтением посвятил Евгении, последней императрице Франции, супруге Наполеона III, испанке по происхождению, славившейся своей красотой и бывшей законодательницей мод Европы.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Дмитрий Маслеев