500-800 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Л. Бернстайн (1918 - 1990). Соната для скрипки и фортепиано (1940)
Исполняет лауреат международных конкурсовДмитрий Смирнов (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Э.Изаи (1858–1931). Соната №5 для скрипки соло соль мажор ор.27/5
Исполняет лауреат международных конкурсовДмитрий Смирнов (скрипка)
Б.Ковач (р.1937). Посвящение Хачатуряну для кларнета соло ля мажор
Исполняет лауреат международных конкурсовНикита Лютиков (кларнет)
Д. Мийо (1892–1974). Сюита «Скарамуш» для кларнета и фортепиано ор.165с
Исполняет лауреат международных конкурсовНикита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение
И.Стравинский (1882 - 1971). Сюита из оп.”История солдата”
для кларнета, скрипки и фортепиано
Д. Мийо (1892–1974). Сюита для скрипки, кларнета и фортепиано ор.157b
Б. Барток (1881–1945). «Контрасты» для скрипки, кларнета и фортепиано
Дмитрий Смирнов (скрипка)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Андрей Телков (фортепиано)
БИЛЕТЫ БЕСПЛАТНО В ОБМЕН НА БОНУСЫ "СПАСИБО" ОТ СБЕРБАНКА
БИЛЕТЫ В ПРОДАЖЕ В КАССЕ ДОМА МУЗЫКИ
О программе концерта
Американский дирижер, композитор и пианист Леонард Бернстайн, родители которого были выходцами из России, формировался как профессиональный музыкант, во многом соприкасаясь с традициями русской школы. В Филадельфийском музыкальном институте Кертиса он занимался в классе рояля И. Венгеровой, в классе дирижирования — С. Кусевицкого, одним из его кумиров был И. Стравинский. Особую известность Бернстайн приобрел как автор мюзикла «Вестсайдская история», обошедшего сценические подмостки многих стран мира. Но Бернстайном написан и целый ряд других сочинений разных жанров, в том числе оперы, балеты, симфонические и инструментальные произведения. Соната для скрипки и фортепиано в двух частях создавалась композитором в студенческие годы. Бернстайн соединяет здесь традиционные и новаторские элементы, привнося в произведение звучание мелодий и ритмов современной американской музыки. Первая часть Moderato assai – медленная, выразительная пьеса–раздумье, а вторая – это цикл из шести вариаций на тему первой части. Цикл построен как череда контрастных эпизодов, получающих динамическое завершение в финале.
Бельгийский скрипач-виртуоз, дирижер и композитор Эжен Изаи по праву завоевал признание слушателей и считался, наряду с Ф. Крейслером, одним из самых блестящих исполнителей. Изаи, обозначая собственные позиции в искусстве, писал: «Искусство — результат совершенного сочетания мыслей и чувств». Он также известен как автор восьми скрипичных концертов, Вариаций на тему Паганини, многих пьес, среди которых выделяются Шесть сонат для скрипки соло. Каждую из сонат композитор посвятил кому-либо из известных скрипачей–современников. Соната № 5 соль мажор посвящена любимому ученику Изаи бельгийскому скрипачу и педагогу Матьё Крикбому (1871-1947). Композитор создает программную двухчастную композицию, где первая медленная часть «Аврора» является образцом пейзажной лирики, а вторая «Сельский танец» — жанровой сценкой.
Бела Ковач — известный венгерский музыкант, ведущий современный кларнетист, профессор Венгерской академии музыки имени Ф. Листа. Им созданы многие сочинения для кларнета, среди которых особенно привлекает цикл «Посвящения» для кларнета соло. Когда-то он был задуман композитором как учебный материал, и предполагал создание своеобразных аранжировок на темы известных музыкантов, но в дальнейшем вошел в репертуар многих исполнителей как концертный опус. Пьесы могут носить непосредственную ссылку на композитора («Посвящение Баху», «Посвящение Мануэлю де Фалья» и др.) или носить образное название («Приветствую вас, г-н Иоганн Штраус!»). Небольшая пьеса цикла «Посвящение Араму Хачатуряну» построена на характерных армянских темах: медленной плавной и танцевальной быстрой. Солирующий кларнет словно имитирует звучание народного инструмента и как нельзя лучше передает характер пьесы.
Дариус Мийо — известный французский композитор, педагог и музыкальный критик, один из членов знаменитой «Шестерки», автор значительного количества произведений разных жанров (им написано около 500 опусов). Как композитор, он испытал на себе влияние разных, современных ему художественных течений, его музыка пронизана элементами конструктивизма, в них ярко проявляются и джазовые черты. Сюита «Скарамуш» для двух фортепиано написана Д. Мийо в 1937 году, а уже в 1939 году автором была создана редакция сочинения для кларнета с оркестром (фортепиано). Скарамуш — персонаж итальянской комедии дель арте, балагур и весельчак, ставший героем знаменитого романа Р. Саббатини. Каждая часть Сюиты — словно эпизод, в котором главный герой раскрывается в разных ситуациях. Озорная первая часть (Vif) строится на картинном чередовании стремительных и относительно спокойных эпизодов. Вторая часть (Modere) — лукавая лирическая сценка, где грациозность соседствует с неуклюжестью. В последней части сюиты проявилось увлечение Д. Мийо бразильскими песнями и танцами; в качестве финала композитор вводит «Бразильеру» — зажигательную самбу с ее феерическими вариациями и неподражаемой ритмикой.
В 1936 году в Париже с большим успехом шла пьеса молодого драматурга Жана Ануя «Пассажир без багажа», сюжетно связанная с событиями Первой мировой войны. Музыку к спектаклю написал Дариюс Мийо, вскоре создавший на ее основе сюиту, которая включает четыре номера. Живая, динамичная Увертюра, характер которой обозначен как Vif et gai (ярко и весело), построена на интонациях латиноамериканских мелодий, которые Д. Мийо часто использовал в своих сочинениях Вторая часть Дивертисмент (Anime, то есть с чувством) – небольшая поэтичная пьеса–раздумье. Она начинается как лирический дуэт скрипки и кларнета, к которым затем присоединяется фортепиано. Третья часть Игра (Vif) возникает как неистовая народная пляска, в которую привносится элемент шуточной игры. Последняя, самая развернутая часть цикла Интродукция и финал (Modere – Vif, то есть Умеренно – Ярко) построена на контрастном сопоставлении тяжеловесного сумрачного вступления и легкой, игривой основной части, где композитор мастерски применяет элементы политональности.
В 1917 году И.Ф. Стравинский создает одно из наиболее новаторских сочинений – оперу-балет «История солдата» на текст современного швейцарского писателя Ш.Ф. Рамю. Сочинение написано как камерное представление для трех персонажей (Рассказчик, Солдат и Черт) и семи инструментов. Сюжет оперы-балета основан на легенде о Фаусте, но в нем есть элементы русской сказки: бедный Солдат продает Черту свою воплощенную в скрипке душу за книгу, которая дает возможность предсказать будущее. Спектакль предназначался для передвижного театра, поэтому в нем очевидны черты ярмарочного действа, циркового представления, а музыка опирается на современные джазовые интонации. Композитор писал: «Джаз означал совершенно новое звучание моей музыки, и “История солдата” отмечает окончательный разрыв с русской оркестровой школой, которой я был воспитан». В 1918 году И.Ф. Стравинским была создана программная Сюита для фортепиано, кларнета и скрипки, включающая пять частей: 1. Марш Солдата. 2. Скрипка Солдата (Сцена Солдата у ручья). 3. Маленький концерт. 4. Танго-Вальс-Регтайм. 5.Танец Черта. Свое сочинение И.Ф. Стравинский посвятил швейцарскому меценату Вернеру Рейнхарту.
Крупнейший венгерский композитор, исследователь фольклора Бела Барток создавал свои сочинения, активно используя народные песни и танцы. Написанное в 1938 году Трио для кларнета, скрипки и фортепиано «Контрасты» опирается на темы венгерских и румынских танцев. Б. Барток обратился к сочинению по предложению венгерского и американского скрипача Йозефа Сигети и американского кларнетиста Бенни Гудмана, которые выступили исполнителями сочинения, и которым композитор посвятил свой опус. Первый вариант сочинения (он назывался «Рапсодия») был расширен композитором (в него была включена средняя часть) и переименован в «Контрасты». Сочинение включает три программные части. Первая часть «Вербункош» («Танец рекрутов») использует характерный для венгерского фольклора жанр танцевальной музыки, по сути, определивший стиль венгерской музыки в целом. Часть открывается пиццикато скрипки, на фоне которого кларнет проводит многократно варьирующуюся суровую «мужскую» тему. В первой части представлены выразительные каденции кларнета и скрипки, построенные на основной теме. Вторая часть «Отдых» раскрывает мечтательные, задумчивые настроения. Здесь нет определенной музыкальной темы, и часть воспринимается как некая звуковая аура. Третья часть «Себеш» опирается на быстрый румынский народный танец, создающий в финальной части Сюиты динамичную картину фольклорного праздника.
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин