27
сентября
Среда
19:00
2017
Стоимость билетов:
200-250 рублей
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
общедоступный концерт
I отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф.Ваксман (1906-1967). "Кармен-фантазия" для скрипки и камерного оркестра на темы из оперы Ж.Бизе (1946)

Солист – лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Равиль Ислямов (скрипка)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

А.Дворжак (1841-1904). Концерт для виолончели с оркестром ор.104

Солист – лауреаты международных конкурсов
Давид Ежов (виолончель)
II отделение

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

Ф.Шопен (1810-1849). Концерт №1 для фортепиано с оркестром ор.11 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Болотин (фортепиано)

Санкт-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Написанная в 1874 году опера Жоржа Бизе «Кармен» до наших дней остается одним из самых исполняемых сочинений мирового музыкального репертуара. Сильные человеческие характеры, неистовые страсти, увлекательная интрига, блистательная музыка и щедрость выразительных мелодий притягивают взоры музыкантов, создающих на основе оперы многочисленные сюиты, фантазии, аранжировки. К их числу относится американский композитор и дирижер польского происхождения Франц Ваксман, автор Фантазии на темы из оперы, куда введены все основные темы — хабанера и сегидилья Кармен, куплеты Эскамильо и другие яркие темы.
Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак получил широкую известность среди музыкантов Европы и мира. Он состоял в переписке со многими выдающимися современниками, среди которых был и П.И. Чайковский; он концертировал как дирижер во многих странах, в том числе в России. В 1892-1895 годах Дворжак жил и работал в США, где выступал с авторскими концертами и был профессором и директором консерватории в Нью-Йорке. С этим периодом связано создание двух самых известных сочинений композитора – симфонии «Из Нового света» и Концерта для виолончели с оркестром. Концерт по праву входит сегодня в число наиболее исполняемых сочинений виолончельного репертуара. Он построен на характерных для Дворжака интонациях славянского (чешского и моравского) фольклора, которые пронизывают все три традиционные части сочинения (Allegro - Adagio ma non troppo - Finale. Allegro moderato) от первых до последних тактов. Исходная мелодия, на основе которой далее возникают многие темы Концерта, активно развивается на протяжении сочинения, в сквозном драматургическом развитии. Удивительно решена композитором партия солирующей виолончели, которую Дворжак во многих отношениях рассматривает как человеческий голос: виолончель повествует о событиях прошлого и настоящего, о драматических и лирических перипетиях человеческой судьбы. Композитор посвятил Концерт своему другу виолончелисту Янушу Вихану.
Автор говорил о своем произведении: «Этот концерт значительно превосходит оба мои концерта, как скрипичный, так и фортепианный. Не удивляйтесь, что сам об этом говорю – на собственную похвалу нельзя положиться, – но могу сказать, что произведение это доставляет мне громадную радость, и, думаю, я не ошибусь в его оценке».
Выдающийся польский композитор и пианист Фредерик Шопен известен в первую очередь своими фортепианными сочинениями, составившими важнейшую часть пианистического репертуара исполнителей XIX-XXI веков. Среди многочисленных произведений для фортепиано композитором написаны два концерта (1829 г. и 1830 г.), в которых проявилось блестящее мастерство Шопена–виртуоза. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром ми минор, соч. 11 (I. Allegretto maestoso. II. Romance. Larghetto. III. Rondo. Vivace) приобрел широкую популярность сразу после первого его исполнения. Об этом концерте, написанном юным Шопеном, много лет спустя композитор вспоминал: «Концерт сочинял я в счастливые дни». В рамках произведения Шопен мыслил себя в первую очередь как пианист, поэтому главенствующая роль в нем принадлежит фортепиано. Оркестру отведена роль сопровождения, гармонической и тембровой поддержки сольного  инструмента.
Первая часть Концерта выполняет важную драматургическую роль: в ней сосредоточены основные образы сочинения: торжественность, заложенная в начальной теме, и лиричность – в побочной. Их соединение и развитие на протяжении всей части, выраженное в совершенной мелодике, фантазийной виртуозной фактуре, красочной гармонии подчеркивают романтическую устремленность произведения, подготавливая звучание следующей части. Вторая часть, которая определена автором как «Романс», раскрывает еще одну сторону дарования композитора. Собственно вокальных сочинений у Шопена очень мало, но распевность вошла неотъемлемой частью в его инструментальную музыку, сделав его фортепиано «поющим». Финальное Рондо композитор строит на темах, тесно связанных с богатыми танцевальными традициями Польши, и в партиях солиста и оркестра отчетливо звучат отголоски краковяка и мазурки. Шопен посвятил Концерт немецкому композитору и пианисту Фридриху Калькбреннеру (1785-1849), много сделавшему для пианистической карьеры польского музыканта.

 Проф. З.М. Гусейнова

От издательства

Франц Ваксман
Фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен»
Жорж Бизе (1838-1875) скончался всего через три месяца после премьеры «Кармен», будучи убеждённым в том, что премьера была провальной. Спустя не так уж много лет «Кармен» стала самой часто исполняемой оперой в мировом репертуаре, и в течение большей части столетия эта музыка была популярна далеко за пределами драматического театра.
В наше время шедевр Бизе трансформировался как в мюзикл (Кармен Джонс), так и в балет (созданный советским авангардным композитором Родионом Щедриным), не говоря уже о композиторах американской коммерческой музыкальной индустрии, джазовых инструменталистах, певцах-любителях и даже рок-группах.
Пабло Мартин Мелитон де Сарасате-и-Наваскуэс (1844-1908), кажется, был первым, кто распознал специфический скрипичный характер в «Кармен». Он создал виртуозную, пусть и немного отрывочную фантазию для скрипки и фортепиано (op. 25) на темы из оперы, а затем расширил своё сочинение, превратив его в концертную пьесу для скрипки с оркестром. Множество справочных изданий ошибочно приписывает эту оркестровую версию американскому композитору и дирижёру силезского происхождения Францу Ваксману (1906-1967).
Ваксман сочинил совершенно другую Фантазию «Кармен». Это сочинение не имеет ничего общего с попурри Сарасате. Ваксман вряд ли смог бы пересилить себя, чтобы сделать аранжировку произведения, которое уже было переложено с оригинала как минимум однажды. Вместо этого он пренебрег Сарасате и обратился к Бизе.
Специально для Джона Гарфилда Франц Ваксман создал свои фантазии на темы из оперы «Кармен» и «Тристан и Изольда», в то время как исполнение принадлежит  Айзеку Стерну. Яша Хейфец увидел мелодраму Оскара Леванта с Джоан Кроуфорд по мотивам известной истории Фанни Хёрст о начинающем скрипаче (Гарфилде) из Нью-Йорка и его менеджере (Кроуфорд), созданной по сценарию Клиффорда Оденса. Режиссером фильма Джерри Уолда стал Жан Негулеско.
Хейфец попросил Ваксмана расширить сочинение для того, чтобы он мог сыграть его в популярной радиопередаче «Час телефонных звонков». Композитор работал над партитурой с 13 августа по 18 октября 1946 года. Премьера состоялась 9 сентября 1946 года с огромным успехом, и Хейфец с гастролировал с «Кармен» по всему миру. Он осуществил запись с Дональдом Вурхисом 11 ноября 1946 года, и эта запись никогда не переиздавалась.
Российский скрипач Давид Ойстрах дал запись Хейфеца своему ученику Леониду Когану. Не имея возможности получить партитуру сочинения в Советском союзе, Коган создал собственную, слушая запись Хейфеца и записывая ноты одну за другой. Ваксман стал первым американцем, который дирижировал крупнейшими оркестрами СССР (в Москве, Ленинграде и Киеве). В апреле 1962 года, во время своего визита, он пообещал Когану выслать оркестровые партии для записи с Кириллом Кондрашиным. Вскоре после того, как запись была опубликована, Кондрашин эмигрировал на Запад, и большая часть его русских записей была уничтожена. Коган и Виктория Муллова осуществили запись произведения прежде, чем она покинула (с музыкой на микроплёнке) СССР в 1982 году. Другой ученик Когана - Андрей Корсаков (1946-1991) записал «Кармен» в 1990 году.
Фантазия «Кармен» Ваксмана - самое востребованное его произведение, и поколение скрипачей после Хейфеца продвигало эту музыку на всех континентах.
Максим Венгеров и Саяка Сёдзи записали эту композицию с Зубином Метой и Израильской Филармонией, так же, как Игорь Ойстрах, Андрей Корсаков, Луис Франсини, Тобиас Фельцманн, Рэйчел Бартон, Хлоя Хэнслип, Фрэнк Хуан, Лара Сент-Джон, Маюко Камио, Александр Гильман, Рейчел Колли Д’Альба, Арабелла Штайнбахер, Надя Салерно-Зонненберг и Дана Земцов. Её несколько раз исполнял Джон Уильямс/Кит Локхарт и Бостонский оркестр популярной музыки, с Тамарой Смирновой, Зубином Метой и Гленном Диктероу с Нью-Йоркским филармоническим оркестром в телепередаче «Прямой эфир из Линкольн-центра». Компакт-диск уроженца города Горького трубача-виртуоза Сергея Накарякова (1977) с записью Фантазии «Кармен» произвёл фурор. Родни Мак записал «Кармен» в исполнении трубы с Симфоническим оркестром Барселоны и Национальным оркестром Каталонии под управлением Лоуренса Фостера. 4 февраля 1998 года Пол Меркело впервые выступил с Симфоническим оркестром Нового света под руководством Майкла Тилсона Томаса в Линкольн-центре. Переложение Фантазии «Кармен» для альта, струнных и духовых осуществил Майкл Кугель. Марина Пиччинини  представила переложение для флейты, Даксун Чанг - для контрабаса, а Мэтт Хаймовиц - для виолончели. Существуют также переложения для духового оркестра, маримбы, недавно созданный Фумито Нинойя, для тубы, скрипки и виолончели и гитары.
Франц Ваксман широко известен  как создатель более 150 саундтреков, которые он сочинил в Голливуде, начав с «Невесты Франкенштейна» в 1935 году. В период своей работы с «Метро-Голдвин Майер» (1936-1942) он написал музыку для «Филадельфийской истории» и семи кинокартин Спенсера Трейси, включая «Отважные капитаны» и «Доктор Джекилл и мистер Хайд». Из четырёх саундтреков для фильмов Альфреда Хичкока, музыка к фильму «Ребекка» завоевала особенную любовь публики. За то время, пока он работал в Уорнер Бразерс (1943-1948), была создана музыка к фильмам: «Цель - Бирма», «Две миссис Кэрролл» и «Мистер Скеффингтон». Перейдя в Парамаунт Пикчерз, он получил свою первую премию «Оскар» в 1950 году за «Бульвар Сансет», а вторую премию спустя год, за музыку к фильму «Место под Солнцем». Среди не менее выдающихся саундтреков из 1950-х годов можно выделить: «Принц Вэлиант», «Преступление на улицах», «Пейтон-Плейс», «Сайонара» и «История монахини». В 1960-х годах он был хорошо известен по фильмам «Приключения молодого человека» и «Тарас Бульба».
Многогранный композиторский талант Ваксмана воплотился во множестве концертных произведений, настолько же разнообразных, как и его саундтреки к фильмам: Увертюра «Трубач Атаниаль» (1946), «Талисман» для камерного оркестра (1949), «Пассакалия» для оркестра (1953), «Симфониетта» для струнного оркестра и литавр (1956), симфоническая сюита «Дух Сент-Луиса» (1958), Марш для симфонического оркестра «Чёрная лиса» (1958), оратория «Джошуа» (1959), «Гояна: четыре небольшие пьесы для фортепиано, ударных соло и струнного оркестра (1960), «Руфь»: музыкальная поэма (1960), «Поездка казаков» для оркестра (1962), симфоническая сюита «Хэмингуэй» (1963) и драматический вокальный цикл «Терезинская песня» (1965).
Ваксман был мастером оркестровки, и его способность использовать каждый колористический ресурс вносит особенный колорит в это виртуозное смешение известных мотивов и собственных мелодий, что является тем признаком верности сущности «Кармен», которую только можно ожидать в таком искреннем выражении благоговения одного композитора к другому.
 
 
 
 
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Давид Ежов