27
октября
Среда
19:00
2021
Стоимость билетов:
350-400 руб
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Я. Сибелиус (1865-1957).
Концерт для скрипки с оркестром  ре минор op.47                                       

Солист – лауреат международных конкурсов
Деннис Гасанов (скрипка)
II отделение

 Д. Шостакович (1906-1975).
Концерт №1 для виолончели с оркестром  ми-бемоль мажор op.107

Солист – лауреат международных конкурсов
Даниил Зимин (виолончель)

С. Прокофьев (1891-1953).
Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре-бемоль мажор op.10

Солист – лауреат международных конкурсов
Вадим Богомаз (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Выдающему финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — ввести Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора в разных жанрах раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер.
Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира.
Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются  суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет традиционную трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderato –  Adagio di molto – Allegro ma non tanto), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Скрипичного концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы.
 
Концерт №1 для виолончели с оркестром ми-бемоль мажор (соч. 107) одного из великих композиторов ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) написан в 1959 году и посвящен первому его исполнителю, выдающемуся музыканту Мстиславу Ростроповичу. Композитор сохраняет в Концерте трехчастное строение, обозначая в качестве относительно самостоятельного раздела сольную каденцию, придающую особый блеск всему сочинению (1. Allegretto 2. Moderato 3. Cadenza 4. Allegro). Подчеркнутая мелодичность тематизма, особая интерпретация сольного инструмента, не конкурирующего с целым оркестром, а вступающего в диалог с отдельными его тембрами, создает совершенно новый тип концертного звучания.
Все основные темы концерта Шостакович доверяет виолончели, давая ей возможность проявить себя и в драматических, и в лирических эпизодах. Четырехзвучный мотив темы вступления, напоминающий начало до-минорной симфонии композитора С.И. Танеева, выполняет роль и основного, начального импульса Концерта, и его итога. Мотив звучит также в других частях сочинения – лирической второй и финальной. Каденция, которой композитор, вопреки традиции, завершает не первую, а вторую часть, по масштабам (она звучит около 6 минут) и по значимости становится самостоятельной частью, чрезвычайно важной с точки зрения образного строя сочинения. Финал Концерта Шостакович трактует как стремительную карнавальную сюиту, где в числе тем-масок всплывает и начальный четырехнотный мотив, постепенно набирающий силу и утверждающе звучащий в конце.
 
Крупнейший композитор ХХ века Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953), автор многих сочинений в разных жанрах, большое внимание в своем творчестве уделял фортепианной музыке. Написанные им 5 концертов, 9 сонат, циклы фортепианных пьес в полной мере передают самобытный стиль композитора. Трактовка фортепиано, при которой расширены его возможности как ударного инструмента, использование фактурных приемов, характерных для разных эпох, необычные технические условия солиста сделали фортепианные сочинения Прокофьева подлинно новаторскими.
Первый концерт для фортепиано с оркестром создавался композитором в 1911-1912 годах. Его премьера прошла в августе 1912 года. Партию солиста исполнял автор, и это было его первое выступление с оркестром. Д.Б. Кабалевский писал, что концерт «вызвал такую критическую бурю, каких давно не знала русская музыкальная жизнь. Концерт оказался слишком необычным по взрывчатой силе своего жизненного содержания, остро контрастировавшего с анемичной музыкой декадентских салонов того времени».
Концерт написан в свободной одночастной форме, идущей от концертов Ф. Листа, состоящей из нескольких контрастных разделов (Allegro brioso – Andante assai – Allegro scherzando – Animato). Фортепианная партия привлекает особым блеском, виртуозностью, характерной прокофьевской «задиристостью». Необычайная мелодическая щедрость Концерта, красота и мощь оркестра, большие исполнительские художественно-технические возможности делают сочинение одним из самых репертуарных.
 
 
Профессор З. М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин