400-800 руб
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.20
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 314-10-58
Р. Глиэр (1875-1956). Концерт для арфы с оркестром ми-бемоль мажор ор.74
Солистка лауреат международных конкурсов
Оксана Сидягина (арфа)
II отделение
Л. ван Бетховен (1770-1827). Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, op.61
Солист лауреат международных конкурсов
Павел Милюков (скрипка)
Симфонический оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга
Дирижер победитель I Всероссийского музыкального конкурса Димитрис Ботинис
О программе концерта
Имя Рейнгольда Морицевича Глиэра тесно связано с историей становления и развития русско-советской композиторской школы. Выпускник Московской консерватории, а позднее ее профессор, Р. М. Глиэр многое сделал для развития театральных и инструментально-симфонических жанров. Ему принадлежат знаменитые балеты «Красный мак» (1927), «Медный всадник» (1949), ряд опер на национальные сюжеты, камерно-инструментальные и вокальные циклы. Особую известность получили сочинения, написанные в жанре концерта, среди них — созданный впервые в мировой практике Концерт для голоса (колоратурного сопрано) с оркестром (1943). Концерт для арфы с оркестром, написанный в 1938 году, называют среди первых, рассчитанных на арфу с двойной педалью. Он стал событием в музыкальной жизни страны. Сочинение продолжает традиции музыки П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, проявляющиеся в особой возвышенности и трепетности звучания. Новое произведение предназначалось для известной арфистки Ксении Эрдели, сделавшей этот инструмент по-настоящему концертным. Ей же принадлежит и редакция партии арфы, выполненная по просьбе Р. М. Глиэра.
Композитор сохраняет характерную трехчастную структуру Концерта, где первая часть (Allegretto moderato) построена на сопоставлении эпичной темы главной партии, исполняемой солирующей арфой и подхватываемой оркестром, и темы побочной партии, песенной по характеру; ее первое проведение поручено кларнету, арфе же отведена роль второго голоса. Вторая часть (Andante) написана в форме вариаций, здесь основная лирически-мечтательная мелодия получает яркое развитие в шести вариациях, где арфа то уступает оркестру, то проводит с ним диалог. Быстрый финал (Allegro giocoso) построен на сопоставлении контрастных тем — танцевальной, почти плясовой первой и напевной второй, где отчетливо слышны интонации советских песен.
Концерт для скрипки с оркестром D-dur (ор. 61) Людвига ван Бетховена был написан в 1806 году, отмеченном созданием ряда ярких сочинений композитора, в первую очередь — Четвертой симфонии. Концерт посвящен Стефану фон Брейнингу — ученику Бетховена, до конца дней остававшемуся самым преданным другом композитора. Концерт называют вершиной скрипичной музыки Бетховена, ставя рядом с ним его же знаменитую «Крейцерову» сонату. Концерт отличает не столь часто встречающееся у Бетховена преобладание светлых настроений, энергичной жизнерадостности, в нем очевидна опора на фольклорные истоки. Большую смысловую нагрузку несет партия оркестра, раскрывающая убедительность симфонического мышления композитора; ведущая же партия солиста блестяще представляет яркий мелодизм и виртуозное богатство инструмента. Первая часть (Allegro ma non troppo) основана на двух темах: главной партии, активной, упругой, с чертами маршевости, и побочной, характеризующейся подчеркнутой лиричностью. Вторая часть (Larghetto) переводит звучание в более камерный, подчас интимный характер, где привлекают внимание мелодические фигурации солирующей скрипки. Финальное Рондо (Allegro) построено на многократном возвращении основной темы, в которой использован деревенский лендлер, определяющий весь строй заключительной части.
Профессор З.М. Гусейнова
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Академической Капеллы
- Алексеевского дворца
- в Билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
- В интернет-кассе KASSIR.RU
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин