28
января
Среда
19:00
2015
Стоимость билетов:
250-300 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
камерный концерт
"...От Баха до саксофона..."
I отделение

И.С.Бах (1685-1750)Английская сюита №6 ре минор BWV811
Ф.Шопен (1810-1849)Баллада соль минор ор.23
Ноктюрн №3 ор.9
Полонез №6 "Героический" Ля бемоль мажор ор.53

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Иван Калатай (фортепиано)
II отделение

Р.Нода (р.1971) Импровизация №1 для саксофона-альта соло
П.Крестон (1906-1934) Соната для саксофона-альта и фортепиано
Р.Нода (р.1971) Импровизация №2 для саксофона -альта соло
Р.Мучински (1929-2010) Соната для саксофона-альта и фортепиано
Р.Нода (р.1971) Импровизация №3 для саксофона-альта соло
П.Свиртс (р.1960) Клонос для саксофона -альта и фортепиано

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Серафима Верхолат (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

Выступление - результат участия солистов
 в конкурсе концертных программ.

IN ENGLISH

О программе концерта

Жанр сюиты представлен в творчестве Иоганна Себастьяна Баха весьма разнообразно, и среди множества сочинений выделяются сборники «Шесть французских сюит» и «Шесть английских сюит», в которых композитор развивает традиционную инструментальную форму, основанную на старинных танцах, привнося в нее новые элементы и обогащая художественное содержание. Название «английская сюита» связывают с тем предполагаемым обстоятельством, что произведения были заказаны Баху неким англичанином. В этих сочинениях композитор стремится к укрупнению масштабов цикла, к усилению контраста между частями, что особенно ярко обозначается в Сюите № 6. Открывающая цикл Прелюдия — самая значительная по масштабам часть сюиты, она подготавливает основное содержание цикла. Центральная часть Сарабанда воплощает лирическую сферу сочинения. Ярким финалом становится блистательная, виртуозная Жига.
Термин «баллада» вошел в западно-европейскую музыку первой половины 19 века под влиянием поэзии, где он обозначал развернутое повествовательно-драматическое произведение со сложным сюжетом и неожиданной роковой развязкой. Очень часто в основу баллад были положены фольклорные сказания и легенды, придававшие произведениям особый эпический оттенок. На основе поэтических баллад создавались сначала вокально-инструментальные сочинения (одно из самых известных — баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта), затем в творчестве Фредерика Шопена утвердился жанр инструментальной, фортепианной баллады — масштабного, одночастного, структурно сложного сочинения, в котором соединены повествовательное и трагическое начало, острые коллизии и выразительная картинность, выражение лирических чувств и переживаний. Шопеном было написано четыре фортепианные баллады, работа над первой из них была завершена в 1835 году. Она стала первым крупным сочинением композитора, в котором переданы его трагические переживания, во многом связанные с судьбой Польши. Небольшое, афористически емкое вступление словно вводит в круг событиях, суть которых раскрывается в дальнейшем. Главная партия — нетрадиционно элегичная, возникающая как воспоминание о давно ушедшем, с чертами вальсовости, далее будет активно трансформироваться, превращаясь в насыщенный драматический монолог. Побочная партия по праву считается одной из самых возвышенно-поэтичных, благородных мелодий Шопена, которая будет приобретать в процессе развития новые оттенки. Драматизм разработки приведет обе темы к сильнейшему конфликту, давая возможность словно воочию убедиться в трагичности событий. В разработке обращает на себя внимание небольшой скерцозный эпизод — блистательно-виртуозный и одновременно по-шопеновски изящный и возвышенный. В репризе композитор меняет местами проведение главной и побочной партий, далее в коде завершая звучание на трагической ноте.
Фредерик Шопен в каждом фортепианном жанре сумел открыть новые выразительные возможности, по-своему интерпретируя традиционные черты. Ноктюрн («ночная песня»), к которому   композитор обращался на протяжении жизни более 20 раз, стал средоточием откровенного лирического высказывания, трогательного и трагичного одновременно. Три ноктюрна опуса 9 были написаны Шопеном в 1829-1830 годах и посвящены французской пианистке Камилле Плейель, они несут на себе оттенок юношеского порыва и трепетной мягкости. Особой выразительностью отличается Ноктюрн № 3, воспринимающийся как автопортрет композитора.
Полонезы в творчестве Фредерика Шопена занимают особое место: танец его Родины, полонез ассоциировался у жившего за ее пределами композитора с образами, обычаями, историей и искусством Польши. Традиции фортепианного полонеза, заложенные некогда М. Огинским, продолжают активно развиваться уже в ранних произведениях Шопена: первые полонезы носят во многом подражательный характер. Позднее полонезы обретают новые черты, «героизируются», усложняются в смысловом и структурном отношении. К таковым в полной мере относится знаменитый героический Полонез ор. 53, написанный в 1842 году, где Шопен достигает почти оркестровой звучности. Энергичный эпизод в середине Полонеза обрел особую известность, его часто называют «кавалерийским» (стоит, однако напомнить, что почти всегда определения и названия в сочинениях Шопена принадлежат его издателям или слушателям), благодаря его особой, во многом картинной изобразительности.
Современные инструментальные сочинения очень часто создаются непосредственно исполнителем, как никто другой знающим все художественные и технические возможности инструмента. К их числу принадлежит крупнейший саксофонист наших дней, представитель японской музыкальной школы Рио Нода, создавший новое направление в современном репертуаре музыки для саксофона. Он пишет свои произведения, соединяя традиции восточной и западной культуры, делая акцент на сонорно-акустических и ритмических возможностях инструмента. Среди самых исполняемых сочинений Нода — цикл пьес для солирующего саксофона «Импровизации», созданный в начале 1970-х годов, где композитор то воспроизводит звучание, близкое к фольклорному, то опирается на современные джазовые интонации, то создает некую звуковую картину, близкую импрессионистическому звучанию.
Пол Крестон, известный американский композитор ХХ века итальянского происхождения (его настоящее имя — Джузеппе Гуттоведжо), автор сочинений в разных жанрах, в наши дни особенно популярен, благодаря Сонате для альт-саксофона и фортепиано, созданной им в 1939 году. Она соединяет выразительные приемы разных стилей и направлений, обнаруживая и классические, и остросовременные черты. Три части Сонаты (их характер условно обозначается как 1 — «с силой», 2 — «со спокойствием», 3 — «с весельем») последовательно раскрывают образный строй сочинения, изобилующий художественными находками и стремлением к технической виртуозности.
Роберт Мучински, современный американский композитор польского происхождения, для российского слушателя интересен, в частности, тем, что композицией занимался в Университете Чикаго под руководством А. Черепнина, одного из представителей знаменитой династии музыкантов. Сочинения Мучински разных жанров — камерные и оркестровые — пользуются широкой известностью у исполнителей, часто включаются в конкурсные программы, отвечая художественным и техническим требованиям современного искусства. Соната для альт-саксофона и фортепиано (1970), сохраняющая черты неоклассицизма, обнаруживает  интонационные связи с мелодикой Б. Бартока, гармонией С. Барбера, прихотливой ритмикой Л. Бернстайна, но одновременно открывает самостоятельность художественного мышления Мучински, сумевшего достичь единства в сложном переплетении тенденций музыки второй половины ХХ века.
Пит Свертс принадлежит к поколению бельгийских композиторов, творчество которых формировалось в 1980-х годах. Им написаны многочисленные симфонические и хоровые сочинения, а также оперы, с успехом поставленные в театрах — всего около 300 сочинений. Как композитор, он во многом сформировался самостоятельно, хотя в 1981 году занимался некоторое время в Польше у В. Лютославского и В. Котоньского. Пьеса «Клонос» для альт-саксофона и фортепиано была написана в 1993 году. В одном из интервью Свертс сам объяснил смысл названия произведения. «Клонос» в переводе с древнегреческого означает мышечный спазм. Он возникает у исполнителя в момент исполнения сложного пассажа, порождая резкие движения, в частности, в джазе. В результате в произведении создается неровный, нервный метроритм, рождающий ощущение высокого драматического накала.
Проф.З.М.Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин