250-300 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С.Бах (1685-1750)Английская сюита №6 ре минор BWV811
Ф.Шопен (1810-1849)Баллада соль минор ор.23
Ноктюрн №3 ор.9
Полонез №6 "Героический" Ля бемоль мажор ор.53
Иван Калатай (фортепиано)
II отделение
Р.Нода (р.1971) Импровизация №1 для саксофона-альта соло
П.Крестон (1906-1934) Соната для саксофона-альта и фортепиано
Р.Нода (р.1971) Импровизация №2 для саксофона -альта соло
Р.Мучински (1929-2010) Соната для саксофона-альта и фортепиано
Р.Нода (р.1971) Импровизация №3 для саксофона-альта соло
П.Свиртс (р.1960) Клонос для саксофона -альта и фортепиано
Серафима Верхолат (саксофон)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Жанр сюиты представлен в творчестве Иоганна Себастьяна Баха весьма разнообразно, и среди множества сочинений выделяются сборники «Шесть французских сюит» и «Шесть английских сюит», в которых композитор развивает традиционную инструментальную форму, основанную на старинных танцах, привнося в нее новые элементы и обогащая художественное содержание. Название «английская сюита» связывают с тем предполагаемым обстоятельством, что произведения были заказаны Баху неким англичанином. В этих сочинениях композитор стремится к укрупнению масштабов цикла, к усилению контраста между частями, что особенно ярко обозначается в Сюите № 6. Открывающая цикл Прелюдия — самая значительная по масштабам часть сюиты, она подготавливает основное содержание цикла. Центральная часть Сарабанда воплощает лирическую сферу сочинения. Ярким финалом становится блистательная, виртуозная Жига.
Термин «баллада» вошел в западно-европейскую музыку первой половины 19 века под влиянием поэзии, где он обозначал развернутое повествовательно-драматическое произведение со сложным сюжетом и неожиданной роковой развязкой. Очень часто в основу баллад были положены фольклорные сказания и легенды, придававшие произведениям особый эпический оттенок. На основе поэтических баллад создавались сначала вокально-инструментальные сочинения (одно из самых известных — баллада «Лесной царь» Ф. Шуберта), затем в творчестве Фредерика Шопена утвердился жанр инструментальной, фортепианной баллады — масштабного, одночастного, структурно сложного сочинения, в котором соединены повествовательное и трагическое начало, острые коллизии и выразительная картинность, выражение лирических чувств и переживаний. Шопеном было написано четыре фортепианные баллады, работа над первой из них была завершена в 1835 году. Она стала первым крупным сочинением композитора, в котором переданы его трагические переживания, во многом связанные с судьбой Польши. Небольшое, афористически емкое вступление словно вводит в круг событиях, суть которых раскрывается в дальнейшем. Главная партия — нетрадиционно элегичная, возникающая как воспоминание о давно ушедшем, с чертами вальсовости, далее будет активно трансформироваться, превращаясь в насыщенный драматический монолог. Побочная партия по праву считается одной из самых возвышенно-поэтичных, благородных мелодий Шопена, которая будет приобретать в процессе развития новые оттенки. Драматизм разработки приведет обе темы к сильнейшему конфликту, давая возможность словно воочию убедиться в трагичности событий. В разработке обращает на себя внимание небольшой скерцозный эпизод — блистательно-виртуозный и одновременно по-шопеновски изящный и возвышенный. В репризе композитор меняет местами проведение главной и побочной партий, далее в коде завершая звучание на трагической ноте.
Фредерик Шопен в каждом фортепианном жанре сумел открыть новые выразительные возможности, по-своему интерпретируя традиционные черты. Ноктюрн («ночная песня»), к которому композитор обращался на протяжении жизни более 20 раз, стал средоточием откровенного лирического высказывания, трогательного и трагичного одновременно. Три ноктюрна опуса 9 были написаны Шопеном в 1829-1830 годах и посвящены французской пианистке Камилле Плейель, они несут на себе оттенок юношеского порыва и трепетной мягкости. Особой выразительностью отличается Ноктюрн № 3, воспринимающийся как автопортрет композитора.
Полонезы в творчестве Фредерика Шопена занимают особое место: танец его Родины, полонез ассоциировался у жившего за ее пределами композитора с образами, обычаями, историей и искусством Польши. Традиции фортепианного полонеза, заложенные некогда М. Огинским, продолжают активно развиваться уже в ранних произведениях Шопена: первые полонезы носят во многом подражательный характер. Позднее полонезы обретают новые черты, «героизируются», усложняются в смысловом и структурном отношении. К таковым в полной мере относится знаменитый героический Полонез ор. 53, написанный в 1842 году, где Шопен достигает почти оркестровой звучности. Энергичный эпизод в середине Полонеза обрел особую известность, его часто называют «кавалерийским» (стоит, однако напомнить, что почти всегда определения и названия в сочинениях Шопена принадлежат его издателям или слушателям), благодаря его особой, во многом картинной изобразительности.
Современные инструментальные сочинения очень часто создаются непосредственно исполнителем, как никто другой знающим все художественные и технические возможности инструмента. К их числу принадлежит крупнейший саксофонист наших дней, представитель японской музыкальной школы Рио Нода, создавший новое направление в современном репертуаре музыки для саксофона. Он пишет свои произведения, соединяя традиции восточной и западной культуры, делая акцент на сонорно-акустических и ритмических возможностях инструмента. Среди самых исполняемых сочинений Нода — цикл пьес для солирующего саксофона «Импровизации», созданный в начале 1970-х годов, где композитор то воспроизводит звучание, близкое к фольклорному, то опирается на современные джазовые интонации, то создает некую звуковую картину, близкую импрессионистическому звучанию.
Пол Крестон, известный американский композитор ХХ века итальянского происхождения (его настоящее имя — Джузеппе Гуттоведжо), автор сочинений в разных жанрах, в наши дни особенно популярен, благодаря Сонате для альт-саксофона и фортепиано, созданной им в 1939 году. Она соединяет выразительные приемы разных стилей и направлений, обнаруживая и классические, и остросовременные черты. Три части Сонаты (их характер условно обозначается как 1 — «с силой», 2 — «со спокойствием», 3 — «с весельем») последовательно раскрывают образный строй сочинения, изобилующий художественными находками и стремлением к технической виртуозности.
Роберт Мучински, современный американский композитор польского происхождения, для российского слушателя интересен, в частности, тем, что композицией занимался в Университете Чикаго под руководством А. Черепнина, одного из представителей знаменитой династии музыкантов. Сочинения Мучински разных жанров — камерные и оркестровые — пользуются широкой известностью у исполнителей, часто включаются в конкурсные программы, отвечая художественным и техническим требованиям современного искусства. Соната для альт-саксофона и фортепиано (1970), сохраняющая черты неоклассицизма, обнаруживает интонационные связи с мелодикой Б. Бартока, гармонией С. Барбера, прихотливой ритмикой Л. Бернстайна, но одновременно открывает самостоятельность художественного мышления Мучински, сумевшего достичь единства в сложном переплетении тенденций музыки второй половины ХХ века.
Пит Свертс принадлежит к поколению бельгийских композиторов, творчество которых формировалось в 1980-х годах. Им написаны многочисленные симфонические и хоровые сочинения, а также оперы, с успехом поставленные в театрах — всего около 300 сочинений. Как композитор, он во многом сформировался самостоятельно, хотя в 1981 году занимался некоторое время в Польше у В. Лютославского и В. Котоньского. Пьеса «Клонос» для альт-саксофона и фортепиано была написана в 1993 году. В одном из интервью Свертс сам объяснил смысл названия произведения. «Клонос» в переводе с древнегреческого означает мышечный спазм. Он возникает у исполнителя в момент исполнения сложного пассажа, порождая резкие движения, в частности, в джазе. В результате в произведении создается неровный, нервный метроритм, рождающий ощущение высокого драматического накала.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин