350-400 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Вечер виолончельной музыки
И.С.Бах (1685-1750). Прелюдия и Сарабанда из Сюиты №4 BWV 1010
Исполняет лауреат международных конкурсовАнна Лучия Костюк (виолончель)
Л.ван Бетховен (1770–1827). Соната №4 для виолончели и фортепиано
К.Давыдов (1838-1889). «Юмореска» ор.9
Серафим Волков (виолончель)
К.Давыдов (1838-1889). Фантазия на русские темы ор.7
Исполняет лауреаты международных конкурсовДавид Ежов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Людмила Набок
II отделение
Ф. Шуберт (1797-1828). Allegro moderato из Сонаты ля минор D 821
К.Давыдов (1838-1889). «У фонтана» ор.20
Никита Киняев (виолончель)
П. Чайковский (1840-1893). Pezzo capriccioso op.62
Исполняет лауреат международных конкурсовВладимир Орлов (виолончель)
Ф.Амосов (р.1988). «Ностальгия» ор.14
К.Давыдов (1838-1889). «Силуэты» ор.41
А.Вьётан (1820 - 1881). Фантазия на тему романса А. Алябьева «Соловей»
Федор Амосов (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Людмила Набок
О программе концерта
Выдающегося виолончелиста Карл Юльевич Давыдов называют одним из основоположников русской школы виртуозов, проявившим себя как блестящий солист и ансамблист, выдающийся педагог и композитор, оставивший яркие, профессионально зрелые сочинения для виолончели. Значение К. Ю. Давыдова в отечественной традиции трудно переоценить, черты его искусства во многом определили облик современного виолончельного мастерства. Поэтому сочинения музыканта «красной нитью» проходят через всю программу сегодняшнего концерта. Пьеса «Юмореска» входит в цикл «Три характеристические пьесы», ор. 9, созданный К. Ю. Давыдовым в молодости в 1860-1862 гг. (помимо «Юморески», в цикл включены также пьесы «Одиночество» и «Тарантелла»). Забавная «Юмореска» поражает шутливостью и грациозностью своего звучания.
К числу ранних произведений К. Ю. Давыдова относится и одночастная «Фантазия на русскую тему для виолончели и фортепиано», созданная в 1860 г. В основу сочинения положена тема романса А. Е. Варламова «Красный сарафан», чрезвычайно популярного в России и часто воспринимаемого как народная песня. На ее основе К. Ю. Давыдов создает ряд вариаций – то лирических, то стремительно–виртуозных, словно обыгрывая широкий спектр эмоций, заложенных в выразительной теме.
Пьеса «У фонтана» входит в программный цикл «Четыре пьесы для виолончели и фортепиано» ор. 20, завершенный К. Ю. Давыдовым в конце 1860-х гг. (остальные пьесы цикла: «Воскресное утро», «У колыбели», «Вечерние сумерки»). «У фонтана» представляет собой музыкально-живописную зарисовку, раскрывающие столь любимые многими композиторами образы «игры воды» (М. Равель «Игра воды»; А. К. Власов романс «Фонтану Бахчисарайского дворца» и др.).
Цикл «Силуэты» ор. 41 создавался К. Ю. Давыдовым в последние годы жизни и был закончен в 1887 г. Программное содержание каждой из поэтических миниатюр обусловлено не только названием каждой из них, но и их своей предназначенностью. Все пьесы К. Ю. Давыдов посвятил четырем виолончелистам-современникам, трое из которых были его учениками: «Утром» – Роберту Гаусману, участнику Квартета Й. Иоахима, «Вальс» – Александру Вержбиловичу, «Ноктюрн» – Александру Кузнецову, «У озера Лугано» Альфреду Глену.
Завершение линии К. Ю. Давыдова в сегодняшнем концерте связано с исполнением пьесы Федора Амосова «Ностальгия», написанной в жанре вальса и посвященной великому музыканту.
Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И. С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. По словам отечественного исполнителя Д. Шафрана, изучение баховских сюит «начинается у каждого музыканта с детства и продолжается до конца жизни». Отличающую жанр сюиты обычную последовательность танцев, характерных для баховской эпохи, композитор превращает в единое по художественному замыслу сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую виртуозы часто включают в концертные программы. Сюита № 4 является одной из самых известных, и исполнение двух пьес – Прелюдии и Сарабанды – демонстрируют художественное и жанровое многообразие баховского инструментального стиля.
Соната для виолончели и фортепиано Людвига ван Бетховена № 4 – одна из пяти виолончельных сонат, написанных композитором. Ее создание датируется 1815 годом, периодом, когда композитор уже потерял слух. Бетховен посвящает сочинение графине Марии фон Эрдёди. В бетховенской рукописи Четвертая соната сопровождается авторской ремаркой «Свободная», определяющей особенности формы произведения: композитор в сочинении отходит от классических канонов сонатного цикла, не ставя указания частей, но выделяя разделы уточнениями темпа и характера. Вступительное Andante и Allegro vivace образуют условно первую часть, а Adagio, Tempo d'Andante и Allegro vivace — развернутую вторую часть. Свободная композиция Четвертой сонаты позволяет Бетховену создать цельный драматический образ, предстающий в разных ситуациях. Выразительная мелодика, яркая гармония, насыщенная виолончельная и фортепианная фактура обеспечивают камерному сочинению почти симфоническое звучание, достигающее в кульминациях небывалой силы.
Франц Шуберт — выдающийся австрийский композитор, один из основоположников музыкального романтизма, определивший направления, по которым шло развитие австро-немецкой музыки 19 века. Несмотря на недолгую жизнь, Шуберт создал множество произведений разных жанров, в числе которых – камерно–вокальные опусы (около 600 сочинений), 9 симфоний, камерно–инструментальных произведения, оперы, мессы, кантаты. В 1824 году Ф. Шубертом была написана Соната для арпеджионе и фортепиано. Арпеджионе — струнный смычковый инструмент, сконструированный в 1823 году, который часто называли «гитара-виолончель» или «гитара любви», поскольку он близок виолончели по размеру и способу игры, но, подобно гитаре, имеет шесть струн и лады на грифе. Связь с гитарой также подчеркивалась предназначением инструмента сопровождать лирические высказывания композиторов и исполнителей. Название инструмента, от которого вскоре в концертной практике отказались, стало использоваться как название музыкального произведения, а само сочинение звучало в переложении для разных инструментов — в том числе для виолончели. В Сонате Шуберт остается верен себе. Три части Сонаты (I. Allegro moderato; II. Adagio; III. Allegretto) раскрывают богатство лирических настроений, выразительнейших мелодий, удивительных ансамблевых звучаний, всегда выделявших сочинения Шуберта среди других романтиков. Свое сочинение композитор посвятил Винценцу Шустеру – профессиональному гитаристу и арпеджионисту. В сегодняшнем концерте прозвучит первая часть произведения.
Количественно небольшое виолончельное наследие П. И. Чайковского включает, тем не менее, ряд художественно значительных произведений, к числу которых относится небольшая концертная пьеса Pezzo capriccioso («pezzo» в переводе с итальянского означает «фрагмент»), созданная в 1887 году. Композитор посвятил ее своему ученику и другу виолончелисту А. А. Брандукову, который стал ее первым исполнителем. Пьеса является одним из самых светлых сочинений Чайковского, раскрывающих тонкий лиризм и глубокие человеческие чувства.
Имя выдающегося бельгийского скрипача и композитора Анри Вьётана было широко известно в Европе. Э. Изаи говорил, что «Вьётан – это гигант, заставляющий скрипку следовать дорогой романтизма, которую в литературе проложили Гюго, Бальзак, Готье. Он знал, что скрипка создана, чтобы очаровывать и волновать. Он чувствовал, что артист прежде всего должен обладать мыслями и эмоциональной силой». Деятельность Вьетана связана с Россией, где он неоднократно концертировал, а в 1846-1852 годах занимал в Петербурге место придворного солиста и солиста Императорских театров. Он выступал с концертами, преподавал в инструментальных классах Театрального училища, играл в квартетах петербургских музыкальных салонов. В России Вьетан создал ряд выдающихся произведений, в том числе 4-й концерт для скрипки с оркестром, пьесы на русские темы, среди которых – фантазия на темы оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского, обработки для скрипки и фортепиано романсов и песен А. С. Даргомыжского, Фантазию на тему романса А.А. Алябьева «Соловей». Свое сочинение композитор строит как последовательность разнохарактерных вариаций на широко известную тему, придавая ей в каждом из разделов различные смысловые оттенки.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин