28
июня
Среда
20:00
2017
Стоимость билетов:
500-800 рублей
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
камерный концерт
I отделение

И.С.Бах (1685–1750) – В.Устьянцев (р.1992).  Прелюдия из Сюиты №5 для виолончели соло BWV 1011 (переложение для саксофона альта) 
Т.Витали (1663–1745) – В.Устьянцев (р.1992). Чакона для скрипки и фортепиано соль минор (переложение для саксофона сопрано) 
С.Франк (1822–1890) – Ж.-И.Формо (р.1961). Recitativo-Fantasia  и Allegretto из Сонаты для скрипки и фортепиано (переложение для саксофона альта) 
Т.Буевский (р.1957). "Голос одиночества" для саксофона соло 
Дж.Гершвин (1898-1937) – М.Шапошникова (р.1940). Три прелюдии 
Allegro ben ritmato e decisoAndante con moto e poco rubato Аllegro ben ritmato e deciso

Исполняет – лауреат международных конкурсов
Владимир Устьянцев (саксофон)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Ф. Пуленк (1899-1963). Соната для кларнета и фортепиано FP184
И.Стравинский (1882-1971). Три пьесы
Ш.-М. Видор (1844-1937). Интродукция и рондо для кларнета и фортепиано
Д. Мийо (1892-1974). Сюита «Скарамуш» 
 

Исполняет – лауреат международных конкурсов, стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки и Акционерного Банка «Россия»
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков

IN ENGLISH

О программе концерта

Шесть сюит для виолончели соло занимают в творчестве выдающегося немецкого представителя эпохи барокко И.С. Баха относительно небольшое место, однако, их роль в формировании жанра инструментального цикла весьма значима. Ни до, ни после Баха никто из композиторов не сумел создать в этом жанре ничего, приближающегося по художественному совершенству к данному уникальному циклу. Отличающую жанр сюиты последовательность танцев композитор превращает в сочинение, где Прелюдия, Аллеманда и Куранта создают завязку действия, Сарабанда выступает его лирическим центром, Менуэт, Бурре и Гавот — жанровые сценки, а Жига становится финалом, обобщающим весь цикл. В то же время каждая из частей – яркая, самостоятельная пьеса, которую исполнители часто включают в концертные программы. Исполняемая в концерте Прелюдия (LargoAllegro moderato) из Сюиты № 5, сочиненной предположительно в 1720 году,приобрела особую известность, в настоящее время она существует в переложениях для многих инструментов.
Томазо Антонио Витали — композитор, виртуоз и педагог, представитель одной из самых известных итальянских музыкальных семей. Имсозданы церковные сонаты для двух скрипок и виолончели, Концерт, состоящий из сонат для скрипки, виолончели и чембало, и другие опусы. Самым популярным сочинением композитора является Чакона, которая многими исследователями приписывается не Витали, а впервые исполнившему и опубликовавшему ее в 1872 году скрипачу и композитору Фердинанду Давиду. Изначально чакона — это инструментальная пьеса, ярко представленная в музыке эпохе Барокко. Она строится как полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу. Чакона Витали раскрывает содержательное и колористическое богатство выразительной исходной мелодии, демонстрируя неисчерпаемые возможности солирующей скрипки. В дальнейшем пьеса не раз аранжировалась для разных инструментов.
Сезар Франк – известный французский композитор, педагог и органист бельгийского происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о композиторе: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда – та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество». В 1886 году Франк создает четырехчастную Скрипичную сонату, рассматривая ее в качестве свадебного подарка великому скрипачу Эжену Изаи, — сочинение, в полной мере отражающее характер музыки композитора. Соната стала одним из самых популярных произведений Франка. Выразительное начало первой части (Allegretto ben moderato), предвосхищающее будущие импрессионистские открытия Клода Дебюсси, поражает непривычной для первых частей лиричностью, мягкостью звучания. Драматический элемент возникает во второй части (Allegro), восходящий в кульминационных эпизод до высот подлинного трагизма. Третья часть (композитор определил ее как «Recitativo-Fantasia: Ben moderato») действительно представляет собой развернутую пьесу фантазийного характера, где значительное место отводится импровизационности в партиях обоих инструментов. Смысловым лирическим итогом Сонаты становится финал (Allegretto poco mosso), написанный в форме рондо. Простая основная тема, близкая по характеру народной песне, проводится то у одного, то у другого инструмента, демонстрируя внутреннее богатство и многогранность напева. Виртуозность обеих партий Сонаты, их равнозначность в передаче образного строя сочинения определяют слитность инструментального дуэта.
Известный современный композитор Тарас Борисович Буевский, выпускник Московской консерватории, широко известен своими сочинениями разных жанров, отличающихся необычностью составов, нетрадиционностью звуковых сочетаний, тембровыми экспериментами. Можно выделить такие сочинения композитора, как опера «Костяная нога или Байки Лукоморья», балет «Джульетта без любви», три симфонии, симфоническая сюита «Эйзенштейн-линия» и др. Пьеса для солирующего саксофона «Голос одиночества» (1996) решена автором как инструментальный монолог, где в рамках одночастной композиции возникают эпизоды, сопоставляющие яркие жизненные ощущения и трагические переживания, безумный хохот и надрывные рыдания, теплые воспоминания и бесконечную тоску. Активная работа Буевского в жанре киномузыки определенно сказалась и в «Голосе одиночества»: звучание солирующего инструмента почти зримо воспроизводит прошлое и настоящее героя произведения.
Во всех произведениях американского композитора Джорджа Гершвина джаз с его неповторимым ритмом и интонациями играет первостепенную роль. Композитор уже в юности проникся особой музыкальной атмосферой афро-американских кабаков Гарлема, осознав ее непреходящую ценность и огромный потенциал, она с удивительной творческой силой наполняет оперы Гершвина, в том числе «Порги и Бесс», его «Рапсодию в стиле блюз», многие другие сочинения. Джазовыми интонациями проникнуты и Три прелюдии для фортепиано (1926), многочисленные инструментальные переложения которых в каждом случае придают пьесам особый колорит. Любопытно, что в первой и третьей прелюдиях композитор вводит одинаковое темпово-характерное обозначение (Allegro ben ritmato e deciso), разделяя две быстрые пьесы лирическим интермеццо (Andante con moto e poco rubato).
Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente. II. Романс. III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части; мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстрой заключительной части. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все части. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.
В творчестве И. Ф. Стравинского камерно-инструментальные произведения представленыменьше других жанров, но по своей значимости, по новизне музыкального языка, по необычности трактовки традиционных жанров не уступают в наследии музыканта другим жанрам. К камерно-инструментальному ансамблю Стравинский обращается в 1914 году, когда уже прошли с успехом три его новаторских балета, стилевые особенности которых обозначили поворот к неоклассицизму. «Танец», «Эксцентрик», «Песнопение» («Псалом») — названия, данные автором «Трем пьесам» впоследствии, предопределили характер каждой из них. В первой отчетливо слышны русские фольклорные интонации, близкие «Петрушке», вторая пьеса написана как отклик на выступления циркового клоуна-эксцентрика Литтл Тика, третья обращает слушателя к литургической сфере, где отчетливо слышны интонации знаменного пения. В дальнейшем Стравинский возвратился к этим пьесам; он не только дал им названия, но также оркестровал их и добавил в цикл этюдов для пианолы «Мадрид».
Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущие на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-М. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Концертный жанр «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитыеИнтродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, где Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, в которой перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.
Дариус Мийо — известный французский композитор, педагог и музыкальный критик, один из членов знаменитой «Шестерки», автор значительного количества произведений разных жанров (им написано около 500 опусов). Как композитор, он испытал на себе влияние разных, современных ему художественных течений, его музыка пронизана элементами конструктивизма, в них ярко проявляются и джазовые черты. Сюита  «Скарамуш» для двух фортепиано была написана в 1937 году, а уже в 1939 году автором была создана редакция сочинения для кларнета с оркестром (фортепиано). Скарамуш — персонаж итальянской комедии дель арте, балагур и весельчак, ставший героем знаменитого романа Р. Саббатини. Каждая часть сюиты — словно эпизод, в котором главный герой раскрывается в разных ситуациях. Озорная первая часть (Vif) строится на картинном чередовании стремительных и относительно спокойных эпизодов. Вторая часть (Modere) — лукавая лирическая сценка, где грациозность соседствует с неуклюжестью. В последней части сюиты проявилось увлечение Д. Мийо бразильскими песнями и танцами; в качестве финала композиторвводит «Бразильеру» — зажигательную самбу с ее феерическими вариациями и неподражаемой ритмикой.
 
Проф. З.М. Гусейнова

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин
Никита Лютиков