300-500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Ф. Шопен (1810-1849). Полонез-фантазия ор.61
Исполняет лауреат международных конкурсовАлександр Болотин (фортепиано)
М. Равель (1875-1937) - Ф. Амосов (р. 1988). Пассакалия
Исполняет лауреат международных конкурсовФедор Амосов (виолончель)
Партия фортепиано Александр Болотин
П.И. Чайковский (1840-1893). Размышление op.42/1
Исполняет лауреат международных конкурсовВладимир Данилевский (скрипка)
Партия фортепиано Александр Болотин
П.И. Чайковский (1840-1893) - Ф. Амосов (р. 1988)
Колыбельная песнь в бурю из цикла «Шестнадцать песен для детей»
Колыбельная песня из цикла «Шесть романсов»
Октябрь. Осенняя песнь из цикла «Времена года»
(переложения для виолончели и фортепиано)
Федор Амосов (виолончель)
Партия фортепиано Александр Болотин
II отделение
С. Рахманинов (1873-1943).
Романс из «Двух салонных пьес для скрипки и фортепиано» ор.6
Владимир Данилевский (скрипка)
Партия фортепиано Александр Болотин
С. Рахманинов (1873–1943) - Ю. Должиков (1932-2005). «Вокализ»
(переложение для флейты и фортепиано)
Дж. Уильямс (род. 1932) - З. Нельсон
Мелодия из к/ф «Список Шиндлера»
(переложение для флейты и фортепиано)
Аделина Тазиева (флейта)
Партия фортепиано Александр Болотин
С. Рахманинов (1873–1943). Элегическое трио №1 соль минор (1891)
Исполняет лауреат международных конкурсовАлександр Болотин (фортепиано)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Владимир Данилевский (скрипка)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Федор Амосов (виолончель)
О программе концерта
В фортепианном наследии выдающегося польского композитора-романтика Фредерика Шопена, поразительном по богатству жанров, многозначности образов, красоте и одухотворенности, были обозначены многие пути, по которым в дальнейшем развивалась европейская музыкальная культура. Ведущей в сочинениях композитора всегда оставалась тема его Родины; польские элементы неизменно проникали в разные сочинения Шопена, преломляя мелодии и ритмы, характерные для национального искусства. Поэтому столь часто композитор обращался к жанру полонеза (польского танца-шествия), представляя его то как блестящую концертную пьесу, то как сдержанный монолог. Особую известность приобрел Полонез-фантазия ор. 61, в котором важную роль играет фантазийное начало, не раз возникающее в сочинениях Шопена (можно назвать Фантазию оп. 49, Экспромт-фантазию оп. 66 и другие произведения композитора). К тому же, многое в Полонезе-фантазии, ставшего последним сочинением Шопена в жанре полонеза, роднит его с балладами: вступление, словно вводящее в последующий лирико-драматический раздел, затем постепенное усиление патетического звучания и, наконец, героическое ликование в завершении произведения. Выдающийся пианист Генрих Нейгауз, говоря о шопеновских сочинениях, в которых «звучат радость, ликование, благородная человеческая гордость, высокое человеческое достоинство», на первое место ставил Полонез-фантазию. Он писал: «Я не знаю ничего более подымающего дух, чем весь конец Полонеза-фантазии».
Летом 1914 года французский композитор Морис Равель работал над четырехчастным Трио для фортепиано, скрипки и виолончели. Спокойный творческий процесс оказался нарушенным известием о начале Первой мировой войны. В письме к И. Ф. Стравинскому Равель писал: «Мысль, что я уйду на войну, заставила меня проделать работу пяти месяцев в пять недель. Я кончил трио». Свое сочинение Равель посвятил Андре Жедальжу — композитору и педагогу, под руководством которого занимался контрапунктом. Включенная в программу концерта третья часть Трио написана в форме Пассакалии, которую композиторы используют для придания звучанию величественного характера. В основе Пассакалии лежит постоянно повторяющаяся тема в басу (basso ostinato), настойчивое проведение которой рождает ощущение строгости и сосредоточенности. Это настроение главенствует на протяжении всей пьесы.
«Размышление» — первая в цикле из трёх пьес для скрипки и фортепиано «Воспоминание о дорогом месте», написанном П. И. Чайковским летом 1878 года. «Дорогим местом» для композитора стало Браилово — украинское имение Надежды Филаретовны фон Мекк, где гостил Чайковский. «Размышление» (Meditation) первоначально предназначалась композитором в качестве второй части его Скрипичного концерта, позднее замененной «Канцонеттой». Элегичность высказывания, благородство звучания, отличающее медленные пьесы Чайковского, проявляются и здесь, в полной мере раскрывая программный замысел автора.
Три пьесы П. И. Чайковского, объединенные общим настроением, заимствованы из разных сочинений композитора; они прозвучат в переложении для виолончели и фортепиано. Первая из них «Колыбельная песнь в бурю» входит в цикл «Шестнадцать песен для детей» ор. 54, написанных композиторов на слова поэта А. Н. Плещеева в 1883 году. Мягкое покачивающееся сопровождение, непритязательная мелодия сближают пьесу с характерными русскими крестьянскими напевами. Вторая пьеса «Колыбельная песня» из цикла «Шесть романсов» op. 16 написана на стихи поэта А. Н. Майкова «Спи, дитя мое, спи, усни!» в 1872 году. Она посвящена Надежде Николаевне Римской-Корсаковой и по стилю близка первой пьесе. Третья пьеса входит в известный фортепианный цикл «Времена года», состоящий из 12-ти характеристических картин, соответствующих 12-ти месяцам года. Цикл был заказан композитору в 1875 году издателем журнала «Нувеллист» Н. М. Бернардом, с которым сотрудничал Чайковский. Бернардом же были предложены и названия пьес, которые композитор ввел в цикл. При издании в журнале пьесам были также предпосланы поэтические эпиграфы. Элегичная «Осенняя песня» принадлежит к числу поэтичнейших пьес цикла, она раскрывает особую красоту золотой русской осени. Эпиграфом пьесы служат строки А. К. Толстого:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят...».
В 1893 году С.В. Рахманинов создает две Салонные пьесы для скрипки и фортепиано ор. 6 — Романс ре минор и Венгерский танец ре минор. Пьесы были посвящены другу Рахманинова, скрипачу и композитору Юлию Конюсу. Жанр вокального романса в наследии Рахманинова занимает одно из ведущих мест, создание же им инструментального романса в самом начале творческого пути расширяет сферу неповторимой рахманиновской лирики, раскрывает возможности звучания скрипки как человеческого голоса.
«Вокализ» С.В. Рахманинова — пьеса для голоса без слов — была создана композитором в 1912 году как последняя из 14-ти песен вокального опуса 34. Композитор посвятил ее известной певице А. В. Неждановой. Бесконечная, невыразимо прекрасная песенная тема, лишенная слов, оказалась способной только своим звучанием передать нюансы нежного, выразительного лирического признания. Пьеса существует во множестве переложений, и в каждом случае она приобретает дополнительные оттенки, все более и более раскрывающие ее глубокий лирический подтекст.
Американский композитор Джон Уильямс принадлежит к числу самых успешных и титулованных музыкантов. Основные достижения Дж. Уильямса связаны с музыкой для кино, он участвовал в создании таких выдающихся картин, как «Челюсти», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и конечно «Список Шиндлера» — фильм 1993 года, поставленный С. Спилбергом. Центральной музыкальной темой кинокартины стала всемирно известная «Мелодия» построенная на вдохновенной, элегичной теме. Переложение пьесы для флейты и фортепиано выполнено известным флейтистом и кларнетистом, автором многих аранжировок З. Нельсоном.
В творческом наследии С.В. Рахманинова жанр инструментального трио представлен двумя сочинениями. Самое известное — Элегическое трио № 2 ре минор, написанное в год смерти П. И. Чайковского (1893) и посвященное его памяти. Однако годом раньше Рахманиновым было создано первое Элегическое трио соль минор, которое относят к числу юношеских сочинений композитора, называя рядом с такими произведениями как Фортепианный концерт № 1 и симфоническая поэма «Князь Ростислав». Трио соль минор одночастно. Оно, начинаясь как Lento lugubre (медленно, мрачно), во многих отношениях продолжает траурно-лирическое толкование жанра, заложенное П.И. Чайковским в его трио «Памяти великого артиста». В то же время Элегическое трио Рахманинова очень ярко и драматично, оно построено на частой смене настроений и убедительно раскрывает романтический облик молодого художника.
Профессор З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин