300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Ф.Шопен (1810-1849). Интродукция и блестящий полонез оp.3
Ф.Пуленк (1899-1963). Соната для виолончели и фортепиано FP143
Рустем Хамидуллин (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елизавета Иванова
II отделение
Й.Гайдн (1732-1809). Соната для фортепиано Фа мажор Hob. XVI:23
Ф.Шопен (1810-1849). Два ноктюрна ор.27
К.Дебюсси (1862-1918). Две прелюдии L123
Канопа - Фейерверк
М.Мартен (1890-1974). Три прелюдии из цикла "8 прелюдий для фортепиано"
Andantino grazioso - Lento.Più espressivo.Con moto.Andante.Tempo I - Vivace
Елизавета Иванова (Дон) (фортепиано)
Выступление - результат участия солистов
в конкурсе концертных программ.
О программе концерта
Имя выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена навсегда связано с фортепиано, для которого им написано подавляющее большинство произведений. Вместе с тем, наследие композитора включает и сочинения для других инструментов, среди которых — опусы для виолончели с фортепиано. Обращение к ним было обусловлено дружбой Шопена с известным французским виолончелистом Огюстом Франшоммом. Именно для него были написаны и ему же посвящены некоторые сочинения; в Интродукции и блестящем полонезе оp. 3, созданном Шопеном в октябре 1829 года, Франшомм редактировал виолончельную партию. Жанр полонеза стал для Шопена, как известно, одним из основных. Еще в детстве он создавал традиционные национальные танцевальные миниатюры, впоследствии превратив их в блестящие концертные виртуозные пьесы. Парадность «танца-шествия» в раннем опусе определила для Шопена необходимость предварения Блестящего полонеза небольшой Интродукцией —драматической вводной пьесой свободной формы, подготавливающей торжественное звучание Полонеза.
В творчестве Ф. Шопена жанр ноктюрна («ночной песни») представлен самыми лиричными его пьесами. Все ноктюрны (композитором в течение жизни создано около 20 сочинений) отличаются поэтичностью, возвышенностью, романтичностью в выражении чувств. Такие настроения определяют художественное содержание каждого из произведений, но Шопену удается по-разному его передать в каждой из пьес. Ноктюрны опуса 27 (Larghetto, cis-moll и Lento sostenuto, Des-dur) композитор создал в 1836 году. Два непревзойденных шедевра, эти ноктюрны из незатейливых лирических миниатюр превращаются в сложнейшие, драматически насыщенные концертные пьесы.
Один из самых известных французских композиторов ХХ века, участник творческого союза «Шестерка», Франсис Пуленк вошел в сердца слушателей как автор многочисленных произведений разных жанров. Начинающий композитор дебютировал в 1917 году на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля, имевшей шумный успех. В дальнейшем он создал различные сочинения, среди которых выделяются моноопера «Человеческий голос», балет «Новобрачные на Эйфелевой башне», многие выразительные камерно-вокальные и хоровые сочинения. Коллега композитора Дариус Мийо писал: «Франсис Пуленк — это сама музыка, я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь же непосредственно, была бы столь же просто выражена и достигала бы цели с такой же безошибочностью». В период 1940-1948 годов Пуленк работал над Сонатой для виолончели и фортепиано, вторую редакцию которой сделал затем в 1955 году и посвятил ее первому исполнителю, виолончелисту Пьеру Фурнье. Композитор создает Сонату как сложный четырехчастный цикл, богатый прекрасными мелодиями и отличающийся фактурной и гармонической яркостью. Начало Сонаты — Марш Allegro (tempo di marcia), в котором, несмотря на авторское обозначение, отчетливо слышны скерцозные интонации; на смену им приходит целый ряд разнохарактерных романтичных тем. В основу второй, медленной части (Cavatine) лежит возвышенная тема, напоминающая знаменитого «Лебедя» К. Сен-Санса. Третью часть (Ballabile) — легкую пьесу немного фривольного оттенка сменяет Финал, в котором представлены и строгий речитатив виолончели, и активная, динамичная тема, и элементы французского шансона.
Жанр сольной сонаты занимает ведущее место в клавирном наследии выдающегося представителя венской классической школы Йозефа Гайдна. П.И. Чайковский писал: «Гайдн обессмертил себя если не изобретением, то усовершенствованием той превосходной, идеально уравновешенной формы сонаты и симфонии, которую впоследствии Моцарт и Бетховен довели до последней степени законченности и красоты». Соната № 23 Фа мажор была написана композитором в 1773 году и посвящена Николаусу Эстергази – одному из представителей аристократического семейства, на службе у которого Гайдн находился почти 30 лет. Богатство и многогранность художественного содержания, активная динамика и лирическая выразительность, опора на фольклорные интонации разных национальных традиций, юмористические элементы, стройность и соразмерность музыкальных форм — все это отличает инструментальное искусство композитора и в полной мере проявляется в Сонате № 23, утверждающей классическую сонатную форму. В трех частях сочинения (I. Allegro moderato; II. Adagio III. Finale. Presto) образным центром становится вторая часть — нежная, выразительная клавирная фантазия, уже предвещающая черты романтического высказывания.
Прелюдии для фортепиано французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси сформированы автором в две тетради по 12 пьес в каждой (первая тетрадь была закончена в 1910 году, вторая — в 1913). Композитор продолжает традиции европейской прелюдии, в частности, Ф. Шопена, но рассматривает их как исключительно как программные пьесы, хотя названия пьес он обозначает не в предварении нотного текста, а в его завершении. Композитор будто предлагает слушателям сначала самим определить содержание пьес, сопоставив его потом с авторским определением. Это оказывается сравнительно нетрудно, настолько художественно совершенны воплощаемые Дебюсси образы. В концерте представлены две пьесы из второй тетради — № 10 «Канопа» и № 12 «Фейерверк». В первой прелюдии Дебюсси обращает взоры к античности (канопа — древнегреческий ритуальный сосуд), создавая нечто в стиле музыкальной эпитафии. Вторая прелюдия «Фейерверк» навеяна впечатлениями от народного гулянья, где композитор приемами звукописи передает ослепительную атмосферу огненного праздника.
Франк Мартен – известный швейцарский композитор, автор ряда сочинений, среди которых выделяются его оперы (в том числе «Буря» по Шекспиру), оратории, баллады для различных инструментов, симфонические опусы, где мастерски синтезированы додекафония и классическая тональная система. Восемь прелюдий для фортепиано, написанных в 1948 году, раскрывают особенности воплощения данного жанра в середине ХХ века. Три разнохарактерные прелюдии цикла (№ 6 до-диез минор, № 7 До мажор, № 8 До-диез мажор) включены в программу концерта.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин