Л.ван Бетховен (1770-1827). Увертюра «Кориолан»
Л.ван Бетховен (1770-1827). Концерт №2 для фортепиано с оркестром op.19
Юрий Кокко (фортепиано)
II отделение
М.Брух (1838-1920). Концерт №2 для скрипки с оркестром ре минор
Солистка лауреат международного конкурсаФаниля Куделич (скрипка)
П.Крестон (1906-1985). Концертино для маримбы с оркестром Фа-диез мажор
Солист лауреат международных конкурсовНиколай Конаков (ударные инструменты)
Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан
Дирижер Михаил Мосенков
О программе концерта
В симфоническом наследии Людвига ван Бетховена особое место занимают одночастные программные увертюры, часто связанные с выдающимися произведениями европейской литературы. Одной из них стала увертюра «Кориолан», написанная в 1807 году для постановки трагедии австрийского драматурга Г. Коллина, с которым Бетховен был связан дружескими отношениями. Главный герой произведения – древнеримский полководец, который пошел войной против Рима, вступив в союз с его врагами. Бетховена привлекла идея раскрыть внутренний конфликт Кориолана, приведший его к самоубийству. Характерная для музыкального романтизма тема претворена композитором ярко и убедительно, она во многих отношениях определила черты будущих одночастных симфонических поэм. Столкновение жестких начальных аккордов (словно «тема рока»), сумрачного, тревожного звучания главной партии и светлой, певучей побочной партии раскрывает основной конфликт сочинения. Очень быстро увертюра к трагедии стала исполняться как отдельное произведение Бетховена, олицетворяя новое, драматическое начало, вошедшее в музыку с именем великого композитора.
Инструментальные концерты составляют значительную часть наследия Л. ван Бетховена. Первые эскизы его Концерта для фортепиано с оркестром № 2 относятся к 1794 году, а уже весной 1795 года композитор исполнил его, впервые выступив в качестве солиста перед широкой аудиторией. Позднее Бетховен сделал новую редакцию сочинения, обогатив его виртуозными пассажами. Концерт во многих отношениях продолжает раннеклассические традиции, в нем мало что предвещает поздние творения Бетховена с их трагедийным содержанием, активной динамикой, сложнейшей симфонической партитурой. Лишь изредка в звучание Концерта вторгаются напряжение и страстность, предвосхищающие последующие сочинения Бетховена. Блестящая, почти моцартовская первая часть (Allegro con brio) с выразительными темами и многочисленными пассажами переходит в философское раздумье медленной второй части (Adagio), где тема передается от оркестра к солисту, приобретая в каждом проведении новые оттенки. Эту часть Концерта очень любил П.И. Чайковский. Финальное рондо (Molto allegro) завершает цикл на яркой юмористической ноте: Бетховен прибегает здесь к забавным комедийным эффектам, то вводя в тему элемент зова кукушки, но с ритмическим перебоем, то создавая образ задорной пляски, в которой нарушена равномерность ритма.
Творчество известного немецкого композитора и дирижера Макса Бруха по своему стилю принадлежит к позднеромантической традиции и включает сочинения разных жанров, в том числе произведения для хора и оркестра. В них проявляется характерная для автора мелодическая выразительность и богатство полифонических и гармонических приемов, яркая инструментальная палитра, стройность форм. Среди опусов композитора, сохраняющих известность и в наши дни, остаются его опера «Лорелея» (1863) и три скрипичных концерта. Концерт № 2 для скрипки с оркестром был создан в 1877 году. Композитор словно переосмысливает в своем сочинении трехчастный цикл: первая часть вместо традиционного allegro представляет собой масштабное медленное Adagio ma non troppo, где солирующая скрипка в своей сложнейшей партии воспринимается как исповедь лирического героя (его образ возникает в первой, необычайно красивой теме). Центром драматического действия становится вторая часть, которой композитор дает заголовок Recitative с темповым указанием Allegro moderato. Яркий финал (Allegro molto), без перерыва следующий за второй частью, словно обобщает лирическую и драматическую линии сочинения.
Пол Крестон (настоящее имя Джузеппе Гуттоведжио) — известный американский композитор итальянского происхождения, автор сочинений разных жанров. Концертино для маримбы (клавиатурный ударный музыкальный инструмент, родственник ксилофона) было заказано композитору в 1940 году дирижером Ф. Петридесом и посвящено ему. Сочинение состоит из трех частей и задумано как демонстрация возможностей маримбы в качестве сольного инструмента. Первая часть, обозначенная как «Vigorous» (то есть «активное», «бодрое»), основано на двух темах — ритмически подвижной первой и лирической второй, они появляются уже во вступлении. Вторая часть содержит ремарку «Calm» («Спокойствие»), это состояние проявляется в начальной теме, звучащей у флейты, за которой, уже в аккордовой фактуре в исполнении четырьмя молоточками тему проводит маримба. Третья часть, отмеченная ремаркой «Lively» («Живо») соединяет в себе черты Скерцо и завершающего Финала. Здесь солирующая маримба вступает в яркие диалоги с инструментами оркестра, демонстрируя свои блестящие тембровые возможности.
Проф.З.М.Гусейнова
Фотогалерея концерта
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин