28
ноября
Среда
19:00
2018
Стоимость билетов:
300-350 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:28nov18_a1
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Дж. Россини  (1792-1868). Увертюра к опере "Севильский цирюльник"

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

К. Нильсен (1865-1931). Концерт для флейты с оркестром FS119

Солистка – лауреат международных конкурсов
Александра Зверева (флейта)

СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН

В. Брандт (1869-1923) –А. Орловецкий (р.1959)
Концертштюк №2 для трубы с оркестром ми-бемоль мажор op. 12

Солист – лауреат международного конкурса
Андрей Самарин (труба)
II отделение

А.Скрябин (1872-1915). Концерт  для фортепиано с оркестром фа-диез минор op.20

Солистка – лауреат международных конкурсов
Вероника Валова (фортепиано)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

IN ENGLISH

О программе концерта

Написанная в 1816 году Джоаккино Россини опера «Севильский цирюльник» на сюжет комедии П. Бомарше стала не только наиболее известным сочинением композитора, но и одной из самых исполняемых в мире опер. Искрометная комедия, наполненная прекрасными мелодиями, выразительные персонажами и остроумными сценическими ситуациями, остается непревзойденной до настоящего времени. Самым известным оркестровым эпизодом сочинения стала увертюра, написанная совсем для другой оперы (во что трудно поверить). Оригинальная, предназначенная композитором для «Севильского цирюльника» увертюра, составленная из популярных испанских тем, была утрачена после первого исполнения, и Россини просто ввел в оперу увертюру, уже трижды до этого выполнявшую роль вступления к операм, причем «серьезным». Но в своем новом амплуа увертюра чудесным образом вписалась в контекст «Севильского цирюльника»; ее остроумные, легкие темы как нельзя лучше характеризуют героев оперы и ее забавные ситуации.
Карл Август Нильсен считается одним из основоположников современной композиторской школы Дании, крупнейшим представителем музыкальной культуры Скандинавии. Он известен как автор более 160 сочинений разных жанров, среди которых особо значимы его симфонии и инструментальные концерты. К. Нильсеном в разные периоды жизни созданы концерты для скрипки, для флейты, для кларнета, написанные в романтических традициях и завоевавшие мировое признание. Концерт для флейты с оркестром композитор создает уже на склоне лет, в 1926 году, обозначив в нем наиболее характерные черты собственного творческого почерка. Стремление передать смысл и полноту жизни, ее изменчивость и духовную красоту определили круг выразительных средств, претворенных автором в Концерте. В своей книге «Живая музыка» К. Нильсен писал: «Я не знаю ни печали, ни радости, ни веселья, ни боли, но я умею плакать, смеяться веселиться и горевать. Безгранично и бесконечно». Это творческое кредо последовательно претворяется в сочинении, которое предстает как масштабная двухчастная композиция со звучащей словно на одном дыхании первой частью (Allegro moderato) и разнохарактерной, складывающейся как последовательность выразительных эпизодов второй (Allegretto - Adagio ma non troppo - Allegretto - Tempo di marcia). Большую роль играют в Концерте начальная квартовая интонация, воспринимающаяся как призыв и в дальнейшем проявляющаяся в многих разделах, а также мотив с настойчиво повторяющимся тоном, приобретающим в разных темах то оттенок настойчивого вторжения, то нерешительность лирического высказывания. Завершает вторую часть и Концерт в целом маршевый эпизод, необычно решенный композитором в размере 6/8. Роль солирующей флейты в сочинении чрезвычайно значима; виртуозная, включающая сложнейшие элементы современной исполнительской техники, она в то же время остается выразительным инструментом, способным передать все оттенки человеческих переживаний.
Василий Георгиевич Брандт (настоящее имя – Карл Вильгельм Брандт) принадлежит к числу музыкантов, которые, приехав в Россию, остались в ней навсегда, посвятив себя развитию русского музыкального искусства. Он был известен как трубач, дирижер, композитор, посвятивший себя также преподаванию в Московской, позднее в Саратовской консерваториях. В. Г. Брандта называют основоположником национальной школы исполнительства на трубе, для этого инструмента им написаны концертные произведения и многочисленные инструктивные пьесы. К наиболее известным сочинениям В. Г. Брандта принадлежит Концертштюк № 2 для трубы с оркестром Ми бемоль мажор. Выбор жанра при создании сольного сочинения для одного из самых ярких оркестровых инструментов был не случаен. Концертштюк (нем. Konzertstuck – концертная пьеса) представляет собой одночастный концерт для солирующего инструмента и оркестра, где композитор использует все возможности трубы, создавая эффектное, музыкально насыщенное произведения. Несколько разделов Концертштюка предоставляют возможность сольному инструменту то проводить драматический монолог, то «высказывать» лирическое признание, то фанфарными возгласами обозначать победное шествие. Пианистом А. Орловецким выполнено переложение Концертштюка для трубы и фортепиано.
Выдающийся русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин в своем творчестве сосредоточился на фортепианной и симфонической музыке, создав новое направление в искусстве и преобразовав традиционные жанры. Однако фортепианный концерт, написанный в 1897 году, у А. Н. Скрябина только один. Он впервые прозвучал в октябре того же года в одном из концертов Русского музыкального общества в Одессе, где солировал автор, а дирижером выступил В. И. Сафонов. Сочинение сразу завоевало признание слушателей и исполнителей, в настоящее время его ставят в один ряд с фортепианными концертами П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова.
Блестящий виртуоз, А. Н. Скрябин создал в Концерте сложнейшую фортепианную партию, соединив ее с партией оркестра и сформировав гармоничную партитуру. Концерт стал практически первым обращением композитора к оркестру, что не помешало ему уже здесь показать себя превосходным мастером инструментовки. Сочинение решено в лирико–драматическом ключе, это настроение формируется уже в первой его части (Allegro) и продолжается в последующих. В кратком вступлении к данной части композитор проводит у валторны лаконичный мотив, который становится интонационной основой для всех частей сочинения. Вторая часть (Andante) написана в форме вариаций; здесь фортепиано выходит на первый план, проводя тему и пять последующих вариаций, раскрывающих основные грани звучащего элегического образа. Финал (Allegro moderato) завершает сочинение, наполняя звучание особой яркостью, почти «небесным» светом, где подчас возникают шопеновские интонации. Б. В. Асафьев писал: «Музыка Скрябина — это неудержимое, глубоко человечное стремление к свободе, к радости, к наслаждению жизнью. Она продолжает существовать как живой свидетель лучших чаяний своей эпохи, в условиях которой она была «взрывчатым», волнующим и беспокойным элементом культуры». Фортепианный концерт композитора в полной мере соответствует этому утверждению.
 
 
Проф. З.М. Гусейнова

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин