300-350 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
А.Вивальди (1678-1741). Соната № 5 для виолончели и фортепиано
С.Франк (1822-1890). Соната для виолончели и фортепиано
А.Орловецкий (р.1959). Неоконченная соната
Д.Шостакович (1906-1975). Соната для виолончели и фортепиано ор.40
Сергей Ролдугин (виолончель)
Исполняет лауреат международных конкурсов
Алексей Орловецкий (фортепиано)
О программе концерта
Имя Антонио Лучо Вивальди — венецианского композитора, скрипача, педагога, дирижёра — получило известность, благодаря созданным им оркестрово-ансамблевым концертам («кончерто гроссо») и 40 операм. Наибольшую славу ему принесла серия из 4-х скрипичных концертов «Времена года». В полной мере искусство Вивальди было открыто лишь в ХХ веке, хотя его влияние на европейскую музыку, в частности, в жанрах концерта и сонаты, испытали многие музыканты, в том числе – великий И.С. Бах.
В жанре сонаты Вивальди написано свыше 100 произведений для различных инструментов с бассо континуо, среди них более 10-ти для виолончели. Соната ми минор приобрела особую известность, благодаря выразительности музыкального материала, стройности формы, энергии движения. Сопоставление контрастных темпов (Largo и Allegro) дает композитору возможность создать в рамках четырехчастной Сонаты полярные по настроению пьесы, в стилевом отношении точно передающие характерные черты искусства того времени.
Сезар Франк — известный французский композитор, педагог и органист бельгийско-немецкого происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о нем: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество».
В 1886 году С. Франком была написана Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, которая предназначалось в качестве свадебного подарка выдающемуся скрипачу Эжену Изаи (1858–1931), впервые исполнившему ее и сохранившему в своем репертуаре в течение всей жизни. Соната по праву считается одним из самых блестящих сочинений данного жанра, ее называют лучшим и труднейшим опусом композитора. Популярность произведения доказывается существованием его в различных переложениях — для виолончели, флейты, трубы, органа с хором, двух фортепиано и проч. Из них лишь переложение для виолончели было сделано с ведома самого Франка известным виолончелистом Жюлем Дельсаром (1844-1900). Оно обрело статус самостоятельного произведения.
Органичное соединение в творчестве С. Франка разнонациональных творческих школ отчетливо проявляется в Сонате: здесь слышны черты органной и оркестровой звучности Германии, пейзажность и лирика Австрии, импрессионистическое начало и тонкость передаваемого чувства Франции. Тон всему задает вступительный раздел: его интонационные «зовы» будут звучать на протяжении всей первой части и возникать в последующих, скрепляя все тематическим единством. Четыре части сонаты позволяют Франку нарушить традиционную образную последовательность жанра. Первая часть — вдохновенное и лирически–выразительное Allegretto ben moderato подготавливает стремительную, мятежную вторую часть (Allegro). Третьей части композитор предпосылает название «Речитатив–фантазия», уточняя при этом ее лирическое содержание (Ben moderato – Largamento con fantasia). Венчающим весь цикл становится блестящий финал Allegretto poco mosso.
В середине 1930-х годов Д. Д. Шостакович активно работает в области инструментальной музыки, создавая сочинения разных жанров, каждое из которых открывает новые грани его удивительного таланта. Среди произведений выделяется его Соната для виолончели и фортепиано ор. 40, созданная в 1934 году, любимая не только исполнителями и слушателями, но и отмечаемая самим композитором, как один из лучших его камерно-инструментальных опусов. По традиции тех лет Шостакович опубликовал в одном из номеров «Красной газеты» за 1934 год свой «Творческий отчет», в котором писал о новом сочинении: «В отношении “чистоты языка” мне представляется некоторым достижением виолончельная соната. Надо категорически провести грань между простотой и упрощенчеством. Нечего греха таить — иной раз понятие простоты подменяется упрощенчеством. Музыкальный язык приобретает ясность и выразительность не только в силу необыкновенной “благозвучности” сочетаний, но прежде всего оттого, что автор данного произведения отчетливо и глубоко ставит перед собой идейные и эмоциональные задачи».
«Классичность», «благозвучие», «ясность музыкального языка» действительно стали отличительными чертами Виолончельной сонаты, единственной в творчестве композитора. Четырехчастный, близкий к романтическому, цикл (1. Allegro non troppo. 2. Allegro. 3. Largo. 4. Allegro) раскрывает сугубо личные, почти исповедальные настроения автора в разных их проявлениях — от сосредоточенного размышления до шутливости и непосредственности. Соната очень богата яркими, выразительными мелодиями, которые обращают на себя внимание в каждой из частей, а прекрасная тема побочной партии в первой части вообще считается одной из самых красивых лирических мелодий Шостаковича. Светлая по настроению, лишенная трагичных оттенков, Соната словно раскрывает истинный облик 28-летнего композитора.
Проф.З.М.Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин