300-800 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.Тургенев (1818-1883). «Певцы» из цикла рассказов «Записки охотника»
Г.Белов (р.1939). Рапсодия «Певцы» для виолончели соло (1969)
Николай Буров (чтец)
Солист Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
II отделение
И.Тургенев (1818-1883). Стихотворения в прозе
Ф.Шопен (1810-1849). Блестящие вариации си-бемоль мажор ор.12
Андрей Телков (фортепиано)
И.Тургенев (1818-1883). «Русский язык», «Истина и правда», «Молитва»
Чтец Народный артист РоссииНиколай Буров (чтец)
К.Сен-Санс (1835-1921)– Дж.Тринкаус (1878-1960).
Ария Далилы из оп.«Самсон и Далила»
Сергей Ролдугин (виолончель)
И.Тургенев (1818-1883). «Любовь», «Стой», «Природа», «Мои деревья»
Чтец Народный артист РоссииНиколай Буров (чтец)
Ж.Массне (1842-1912)– Ж.Дельсар (1844-1900). «Размышление» из оп. «Таис»
Солист Народный артист России, профессорСергей Ролдугин (виолончель)
И.Тургенев (1818-1883). «Что я буду думать», «Камень»,
«Простота», «Враг и друг»
Николай Буров (чтец)
М.Глинка (1804-1857) – Е.Баратынский (1800-1844).
Не искушай меня без нужды»
Елена Миртова (сопрано)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
И.Тургенев (1818-1883). «Голуби», «Роза», «Песочные часы», «Воробей»
Чтец Народный артист РоссииНиколай Буров (чтец)
Ф.Шопен (1810-1849). Полонез №6 "Героический" ля-бемоль мажор ор.53
Солист лауреат международных конкурсовАндрей Телков (фортепиано)
IN ENGLISH
БИЛЕТЫ БЕСПЛАТНО В ОБМЕН НА БОНУСЫ "СПАСИБО" ОТ СБЕРБАНКА
О программе концерта
«Музыку я люблю, люблю ее весьма давно, смею думать – знаю»
И. С. Тургенев.
В жизни и творчестве И. С. Тургенева музыка занимала значительное место: среди близких друзей писателя была выдающаяся французская певица Полина Виардо; в Европе и России он постоянно посещал концерты и оперные спектакли. По собственным словам писателя, «он жил в театре, жил в концертных залах, он "вибрировал" вместе со всем, что происходило в музыкальной жизни мира и российских столиц». Тема музыки пронизывает все творчество писателя, начиная с юношеских произведений, возникая как сюжетная линия, как образ или как выразительный контекст, подчеркивающий развитие событий. Произведения И. С. Тургенева становились естественной основой музыкальных произведений; в разные годы были написаны симфоническая картина "Нимфы" Вас. Калиникова на сюжет одноименного стихотворения в прозе; оперы "Ася" М. Ипполитова-Иванова, "Дворянское гнездо" В. Ребикова, "Певцы" и "Вешние воды" А. Гольденвейзера. Во многих случаях между сочинения И. С. Тургенева и знаменитыми музыкальными творениями словно возникает духовная связь, позволяющая звучащему слову естественно переходить в звучающую музыку.
Геннадий Григорьевич Белов принадлежит к плеяде ленинградских–петербургских композиторов, которым посчастливилось учиться у Д. Д. Шостаковича: в его классе молодой музыкант занимался в аспирантуре. Г. Г. Белов известен как автор оперных, кантатно–ораториальных, камерно–инструментальных и многих других сочинений, в которых отчетливо проявляется незаурядное профессиональное мастерство композитора, его тесная связь с национальными традициями и в то же претворение современных приемов музыкальной выразительности. Создавая программную пьесу для виолончели соло «Певцы», Г. Г. Белов использует жанр рапсодии — свободной одночастной композиции, построенной обычно как фантазия на народные темы. Замысел сочинения заключается в том, чтобы средствами «поющей виолончели» рассказать о своеобразном состязании певцов, показав при этом особенности исполнения каждого из них. В рассказе И. С. Тургенева названы песни – веселая плясовая «Распашу я, молода-молоденька, Землицы маленько», которую пел Рядчик, и заунывная песня «Не одна во поле дороженька пролегала», которую пел Яков. Контраст двух тем – это контраст двух состояний, поскольку для композитора важно в первую очередь раскрыть образы певцов. Важно и другое: сопоставление двух разножанровых тем в рамках музыкального произведения ведет свое происхождение от «Камаринской» М. И. Глинки и ярко представлено в отечественной музыке. В своей Рапсодии Г. Г. Белов расширяет эти границы, воссоздавая не только темы, но формируя музыкальную новеллу, передающую замысел И. С. Тургенева.
В 1833 году Фредерик Шопен создает Блестящие вариации ор. 12. В том году в парижской Opéra Comique была поставлена последняя опера французского композитора Фердинана Герольда (1791-1833) «Людовик», оставшаяся неоконченной и завершенной Ф. Галеви. Она не вошла в число лучших французских опер, но отдельные ее мелодии привлекли внимание слушателей. Ф. Шопен, как поклонник парижской оперы, был на спектакле, и его внимание привлекла ариетта, написанная в форме рондо «Je vends des scapulaires» (в условном переводе «Я продаю ракушки»). Простая, очаровательная тема была положена в основу сочинения Ф. Шопена, включающего Интродукцию, Тему и четыре вариации. Бравурная, виртуозная Интродукция (Allegro maestoso) подготавливает изложение незатейливой восьмитактовой темы, непосредственно переходящей в вариационный цикл. Вариация 1 (Allegro moderato) представляет тему в ее фрагментарном виде с мягким легато. Вариация 2 (Scherzo) содержит элементы быстрой мазурки. Вариация 3 (Lento) близка по настроению ноктюрну. В Вариации 4 (Scherzo vivace) использованы характерные черты другого польского танца – краковяка, завершающегося кодой. Свое сочинение Ф. Шопен посвятил Эмме Хорсфорд, с семьей которой он был тесно связан.
Ария Далилы «Mon coeur s'ouvre a ta voix» («Открылася душа») из оперы французского композитора Камиля Сен-Санса «Самсон и Далила» (создана в 1877 году) стала одним из самых выразительных оперных эпизодов мировой музыкальной культуры. В трактовке библейского сюжета композитор сосредоточил внимание на главной героине. Образ коварной соблазнительницы Далилы раскрыт им в трех ведущих ариях, из которых особую популярность приобрела третья. Она звучит во II действии в большой дуэтной сцене главных героев и раскрывает всю красоту и женственность обольстительной Далилы. Американским композитором и виолончелистом Джорджем Тринкаусом было осуществлено переложение арии для виолончели и фортепиано.
Опере «Таис», созданной французским композитором Жюлем Масснэ в 1894 году по роману А. Франса, была уготована сложная судьба. В ее основе — религиозные проблемы, которые композитор представил на сцене в эффектной театральной форме. Насыщенная прекрасными лирическими темами, опера, редко ставящаяся сейчас на сцене, исполняется фрагментами в концертных номерах. «Размышление» — центральный эпизод оперы, где звучит одна из самых одухотворенных скрипичных мелодий. Переложение арии для виолончели и фортепиано было выполнено французским виртуозом Жюлем Дельсаром.
Среди песен и романсов М.И. Глинки особое место занимают элегии – романсы на стихи задумчиво-грустного содержания. К ним относится «Не искушай меня без нужды», написанный в 1825 году на стихи Е.А. Баратынского, в котором уже формируются характерные черты жанра – вокальная кантилена, наполненная выразительными интонациями, характерными для русского романса и поддерживаемая пластичной фортепианной партией. Эти черты проявляются в романсе «Сомнение», написанном Глинкой в 1838 году на стихи Н.В. Кукольника. Композитор стремится здесь передать все оттенки взволнованной души, муки ревности, страдания сердца.
Полонезы в творчестве Фредерика Шопена выделены особо: танец его Родины, полонез ассоциировался у жившего за ее пределами композитора с образами, обычаями, историей и искусством Польши. Традиции фортепианного полонеза, заложенные некогда М. Огинским, продолжают активно развиваться уже в ранних произведениях Шопена, хотя первые полонезы носят во многом подражательный характер. Позднее полонезы обретают новые черты, «героизируются», усложняются в смысловом и структурном отношении. К таковым в полной мере относится знаменитый героический Полонез ор. 53, написанный в 1842 году, где Шопен достигает почти оркестровой звучности.
Интродукция своим волевым напором, активными хроматическими пассажами, мощными аккордами раскрывает основной «героический» образ сочинения и подготавливает появление гордой, сильной, решительной главной темы. Энергичный эпизод в середине Полонеза обрел особую известность, его часто называют «кавалерийским» (стоит, однако, напомнить, что почти всегда определения и названия в сочинениях Шопена принадлежат их издателям или слушателям), благодаря его во многом картинной изобразительности. Мощность звучания достигает здесь своего апогея, после которого небольшой лирический эпизод вводит репризу сочинения. В Полонезе воплощены характерные черты композитора, которые С. Рихтер определил следующими словами: «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен».
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин