500-1000 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685-1750). Соната №4 для флейты и клавира до мажор BWV1033
Э. Варез (1883-1965). "Плотность 21.5" для флейты соло (1936)
Ф. Гобер (1879–1941).
Фантазия для флейты и фортепиано соль минор (1912)
Ш.-М. Видор (1844-1937). Сюита для флейты и фортепиано op.34
Венсан Люка (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
II отделение
К. Сен-Санс (1835-1921). Романс для флейты и фортепиано ор.37
А. Пьяццолла (1921-1992). Танго-этюд №3 для флейты соло (1987)
Г.Форе (1845-1924). "Пробуждение" для флейты и фортепиано op.7№1
К. М. Вебер (1786-1826).
Трио для флейты, виолончели и фортепиано соль минор ор.63
Венсан Люка (флейта)
Солист Народный артист России, профессор
Сергей Ролдугин (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
О программе концерта
Значение духовых инструментов в творчестве И.С. Баха велико. Композитор широко использовал их в своих сочинениях, поручая им передачу важнейших эмоционально-образных и драматургических элементов. Особенно ярко это проявилось в камерно-инструментальном наследии И.С. Баха, где представлены и произведения для флейты, в том числе – Шесть флейтовых сонат, написанных в Кётенский период в 1717-1723 годах. Они стали важной вехой в истории флейтового исполнительского искусства, хотя диапазон сольного инструмента здесь еще сравнительно небольшой. Соната для флейты и бассо континуо до мажор BWV1033 является третьей в данном сборнике. Термин «бассо континуо» (Basso continuo) в эпоху барокко обозначал способ записи аккомпанемента, а также инструмент или ансамбль инструментов, сопровождающих солиста. Поэтому партия флейты исполняется в сопровождении и чембало, и фортепиано. Соната до мажор включает четыре части. Первая состоит из двух контрастных разделов (Andante. Presto) — медленного начального и стремительного второго. Быстрая вторая часть (Allegro) построена на бесконечном развертывании основной темы у солирующей флейты; третья часть (Adagio) представляет собой спокойную по характеру музыкальную зарисовку; два галантных Менуэта логично завершают сочинение.
В наследии известного французского композитора ХХ века, представителя музыкального авангарда, Эдгара Вареза пьеса для флейты соло «Плотность 21.5» («Density 21.5»), написанная в 1936 году, осталась единственным сочинением подобного плана. Непонятное название в действительности связано с металлом, из которого изготовлен инструмент, поскольку плотность материала — это физическая величина, определяющая отношения массы материала к занимаемому им объему. Данной плотностью 21.5 обладает один из самых дорогих металлов на земле — платина. Пьеса Э. Вареза создавалась по просьбе флейтиста Жоржа Баррера (1876–1944) для демонстрации его инструмента, изготовленного из платины. В своем сочинении Э. Варез во многих отношениях отходит от классической трактовки инструмента, изменяет его диапазон и динамические возможности, вводит новаторский исполнительский прием — удар по клапанам с одновременным извлечением звука (slap), что дает возможность рассматривать флейту и как ударный инструмент. Новаторская по звучанию, эмоционально выразительная пьеса рассчитана не просто на слышание музыки, но на погружение в нее. Не случайно, когда Э. Вареза спросили: «Должны ли мы постичь Ваш мыслительный процесс прежде, чем получим удовольствие от Ваших произведений?», композитор ответил: «Вы просто должны слушать непредубежденно».
Филипп Гобер — французский флейтист, композитор, профессор и главный дирижер оркестра Парижской консерватории. Он известен как автор многих разнохарактерных произведений для флейты, среди которых выделяются фантазии, программные пьесы и прочие. Его творчество несет на себе отчетливое влияние Г. Форе и К. Дебюсси; композитор продолжает столь ярко представленную во французской музыке лирико-импрессионистическую традицию. Фантазия для флейты и фортепиано соль минор, написанная в 1912 году, стала одним из самых известных сочинений композитора. Свободная одночастная композиция, соединяющая в себе и энергичное движение, и безмятежное созерцание, и лирическую задумчивость, рождается в художественно выстроенном дуэте двух инструментов. Фантазия посвящена известному французскому флейтисту — Леопольду Лафлёрансу (1865–1953).
Французский композитор, органист Шарль-Мари Видор много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Композитор оставил значительное по масштабам наследие, включающее сочинения разных жанров, в том числе — десять симфоний для органа, четыре оперы, оркестровые и инструментальные сочинения, среди которых особой популярностью пользуется симфоническая поэма «Вальпургиева ночь». Сформировавшийся в традициях романтического искусства, Ш.-М. Видор последовательно воплощал в своих сочинениях его характерные черты, отражая все оттенки человеческих переживаний. Написанная в 1877 году Сюита для флейты и фортепиано (op. 34) представляет собой цикл, состоящий из четырех разнохарактерных пьес. Сюиту открывает спокойная первая часть (Moderato), сменяющаяся стремительным Скерцо (Allegro vivace). Его энергия оттеняется последующим лирическим романсом (Andantino), и весь цикл завершается ликующим финалом (Vivace). Свое сочинение композитор посвятил флейтисту Полю Таффанелю (1844–1908).
Французский композитор Камиль Сен-Санс был и остается одним из самых известных музыкантов своего времени, отразившим в творчестве характерные черты национального искусства – богатство фантазии, красоту музыкальной мысли и изящество художественного выражения. Будучи разносторонним музыкантом, Сен-Санс одновременно блестяще проявил себя в литературе, философии, истории, музыкальной критике. Кроме этого, композитор был избран членом Астрономического общества Франции, оставив целый ряд работ в этой области. Широта музыкальных интересов Сен-Санса поразительна: он плодотворно работал в разных жанрах, создав 13 опер, в т.ч. знаменитую «Самсон и Далила» (1877), 3 симфонии, программные симфонические поэмы, 10 инструментальных концертов, множество концертных пьес и инструментальных циклов. Камерно-инструментальная музыка представлена в наследии композитора ансамблями разных составов. Романс для флейты (или скрипки) с оркестром был написан в 1871 году и посвящен французскому флейтисту Амедье де Вройе (1835–1910). Необычайно вдохновенная, бесконечно льющаяся мелодия заставляет инструмент по-настоящему петь, раскрывая лирические переживания.
Астор Пьяццолла — известный аргентинский исполнитель и композитор, сочинения которого полностью изменили традиционные представления о танго, обогащенного композитором элементами джазовой и классической музыки. Среди многочисленных наград музыканта — Первая премия за лучший диск инструментальной музыки Итальянского жюри критиков, отметивших в своем решении: «За смелость композиций и за поразительное творчество в создании аранжировок, придающих танго новое звучание». Благодаря А. Пьяццолле, танго обрело особые черты: оно перестало быть только танцем; под пером композитора танго воспринимается как основа, на которой оказалось возможным раскрытие разных состояний и эпизодов человеческой жизни. В жанре танго написаны и созданы уже в конце жизни музыканта Шесть этюдов для флейты соло (1987). В концертную программу включена самая известная пьеса цикла — Танго-этюд № 3, технические черты которой мастерски скрыты в блистательном ритме танца.
Романс «Пробуждение» («Я видел сон, и в нем твой образ светлый») известного французского композитора и дирижера Габриэля Форе принадлежит к числу произведений, о которых музыковед Р. Дюмениль писал: «Чудесная музыка! Такая ясная, такая чистая, и такая французская, и такая человечная!». Тесно связанный с салоном Полины Виардо, Г. Форе создал для певицы много романсов на стихи французских поэтов. Среди них особое место заняло «Пробуждение», с первого же исполнения поразившее слушателей возвышенностью, особой мелодической красотой, выразительной лиричностью. Почти сразу же после написания романса музыканты стали создавать его переложения для разных инструментов (виолончели, флейты и др.) и инструментальных составов, всегда стремясь сохранять изначальную свежесть и неповторимость вокального звучания.
Композитор Карл-Мария фон Вебер — один из основоположников немецкого музыкального романтизма, автор известнейших произведений разных жанров, развивавших традиции национального немецкого искусства. Особую известность обрели инструментальные сочинения Вебера, большая часть которых принадлежит к романтическому виртуозному стилю. Создавая произведения для духовых и струнных инструментов, композитор стремился найти для каждого из них новые звуковые краски, тембрально обогатить регистры, расширить технические возможности. Неизменными, однако, всегда оставались подчеркнутая национальная основа и совершенство выразительной мелодики, в которых отчетливо слышны фольклорные черты. Трио для фортепиано, флейты и виолончели соль минор (ор. 63) создавалось композитором в 1818–1819 годах для друга, прекрасного флейтиста Филиппа Юнга, которому и посвящено сочинение. Еще одному другу Иоганну Баптисту Генсбахеру К.-М. Вебер предназначал партию виолончели. Композитор создал масштабный романтический цикл, состоящий из четырех частей. Активная первая часть (Allegro moderato) сменяется жизнерадостным Скерцо (Allegro vivace). Третья, лирическая часть обозначена автором как «Schäfers Klage» («Жалоба Пастуха»), в ней использована тема песни с таким названием В. Элерса, опубликованная в 1804 году. Стремительный финал (Allegro) обнаруживает образные и интонационные связи со знаменитым «Волшебным стрелком», создававшимся Вебером в те же годы.
Профессор З. М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин