300-500 рублей
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Р.Шуман (1810-1856). Адажио и Аллегро для виолончели и фортепиано op.70
Э.Григ (1843-1907). Соната для виолончели и фортепиано ор.36
А.Пярт (р.1935). "Fratres" для виолончели и фортепиано
Б.Бриттен (1913-1976). Чакона из сюиты №2 для виолончели соло ор.80
С.Барбер (1910-1981). Соната для виолончели и фортепиано ор.6
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Анна Одинцова
Абонемент включает в себя выступления
Дмитрия Маслеева 9 ноября,
Александра Рамма 30 ноября,
Сергея Редькина 14 декабря,
Павла Милюкова 23 декабря.
Абонементы в продаже в кассе Дома музыки
О программе концерта
Цикл Adagio и Allegro для солирующего инструмента в сопровождении фортепиано был первоначально написан выдающимся немецким композитором Робертом Шуманом для валторны, но предусматривал введение в качестве солирующего инструмента также виолончель или скрипку. Композитор создает цикл в 1849 году, будучи уже европейски известным музыкантом. Он активней, чем многие его современники утверждает в сочинениях черты романтизма, насыщая их яркими образными чертами, переосмысливая традиционные гармонию, ритм и форму. Adagio в данном цикле – развернутое, многоплановое — излагает основные музыкальные темы-образы, причудливые интонации которых, обогащенные ритмически, продолжают свое развитие в Allegro, пронизывая всю музыкальную ткань сочинения. Дуэт солирующего инструмента и фортепиано, темброво и технически отличающийся при использовании различных инструментов, создает иллюзию бесконечно меняющейся музыкальной картины.
Сонату для виолончели и фортепиано норвежский композитор Эдвард Григ создал в 1882 году, посвятив ее брату Йону. Это последнее крупное циклическое сочинение композитора, получившее широкую известность, наряду с его Фортепианным концертом. Подчеркнутая романтичность, своеобразная красота всех тем сонаты, состязательность виолончельной и фортепианной партий, эффектное звучание виртуозных пассажей — все это рождает ощущение не камерности, но концертности, почти симфоничности звучания произведения. Первая часть (Allegro agitato), отмеченная возвышенной патетикой, сменяется величавой, медленной второй частью (Andante molto tranquillo); финал же (Allegro), решенный в жанровом ключе, основан на теме народного танца халлинга, так часто используемого Григом. Основные темы Сонаты уже встречались ранее в сочинениях композитора, теперь же он словно соединяет их в память о прошлом.
Крупнейший современный эстонский композитор Арво Пярт принадлежит к числу наиболее интересных национальных музыкантов, значение которого давно перешагнуло границы его Родины (в 1980 году Пярт эмигрировал из СССР). В середине 1970-х годов в творчестве композитора утвердился новый стиль, который он сам назвал tintinnabuli (лат. колокольчики) и охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». В этом стиле созданы его «Fratres»(в переводе с латинского — «Братья»). «Fratres» были написаны автором для камерного ансамбля и первый раз исполнялись на старинных инструментах, но в дальнейшем были сделаны многочисленные редакции для разных составов. Образ эстонцев представлен в сочинении в нарочито сдержанном воплощении, но он позволяет услышать и шум моря в бесконечных пассажах солирующего инструмента, и звучание хора в строгих аккордах фортепиано, и народные песни–руны в неторопливом развертывании бесконечной мелодии.
Творчество английского композитора Бенджамина Бриттена стало заметным явлением в мировой музыке ХХ века, к тому же после почти трехвекового «скромного присутствия» на европейской сцене британское искусство, благодаря Бриттену, убедительно продемонстрировало свою национальную самостоятельность и художественную ценность. Наследие Бриттена отличается высоким профессионализмом, своеобразием подхода в трактовке традиционных жанров, сложностью и неординарностью творческих решений. Будучи композитором, тесно связанным с национальными традициями, Бриттен сумел в сочинениях обобщить богатый опыт европейского искусства, соединив его исторические и новаторские черты. Бриттен не раз приезжал в нашу страну, находился в тесном общении с музыкантами России: Д. Д. Шостакович посвятил ему свою Четырнадцатую симфонию, М. Л. Ростропович исполнял и редактировал его сочинения и т.д.
Основная сфера интересов Бриттена связана с музыкальным театром, черты которого он привносит и в другие жанры, в частности, в сюиту и сонату. Им созданы сюиты для разных составов, среди которых выделяются Три виолончельные сюиты соло, написанные в разные годы. Вторая сюита, законченная в 1967 году, создавалась как практически все виолончельные опусы Бриттена, в результате общения с Ростроповичем. Сюита, продолжающая традиции баховских сочинений в этом жанре, но раскрывающая современные образы и написанная в стиле, характерном для музыки ХХ века, состоит из череды миниатюрных пьес. Она включает четыре части, где в качестве финалавыступает Чакона — изначально инструментальная пьеса, ярко представленная в музыке эпохе Барокко. Она строится как полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу. Бриттену удается создать сложнейшее полифоническое сочинение, в котором традиционный жанр воспринимается уже в контексте музыки ХХ века.
С именем американского композитора Сэмюэла Барбера связаны многие яркие страницы музыки США ХХ века. Его первые сочинения (среди них — Соната для виолончели и фортепиано, написанная в 1932 году), в которых было много романтического, сразу обратили на себя внимание американской публики. В период творческого становления Барбера не привлекла ни одна из «систем» музыки ХХ века – ни неоклассицизм И. Стравинского, ни атонализм, ни додекафония А. Шёнберга. Барбер предпочитал опираться на выразительные средства предшествующего столетия, хотя с 1940-х годов в его гармонии и инструментовке стали проявляться отдельные «модернистские» черты.
Традиционность решения жанра проявилась в общей драматургии Виолончельной сонаты, в последовательности ее частей (1. Allegro ma non troppo. 2. Adagio – Presto. 3. Allegro appassionato). Однако, в сочинении отчетливо слышны и современные интонации, опора на характерные для американской музыки ритмы и напевы. За Сонату для виолончели и фортепиано и музыку к «Сцене из Шелли» композитор получил в 1935 году американскую Римскую премию, что было весьма крупным успехом молодого музыканта.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин