31
января
Среда
19:00
2024
Стоимость билетов:
350 - 400 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 41
Схема проездаСайт залаСайт оркестраТелефон кассы:
+7 (812) 315-52-36
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

К.М. Вебер (1786-1826).
«Приглашение к танцу» op.65 (орк. Г. Берлиоза)

И.Г. Альбрехтсбергер (1736–1809).
Концерт для альт-тромбона с оркестром си-бемоль мажор (1769)

Солист – лауреат международного конкурса
Федор Романов (тромбон)

О. Бёме (1870-1938).
Концерт для трубы с оркестром ор.18
(оркестровка А. Орловецкого)

Солист – лауреат международных конкурсов
Алексей Иванов (труба)
II отделение

Я. Сибелиус (1865-1957).
Концерт для скрипки с оркестром ре минор op.47

Солист – лауреат международных конкурсов
Григорий Мирошник (скрипка)

С.-Петербургский государственный академический симфонический оркестр

Дирижер – Заслуженный артист России Александр Титов

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Крупнейший немецкий композитор-романтик и дирижер Карл Мария фон Вебер, автор всемирно известной оперы «Волшебный стрелок», приобрел особую популярность, благодаря фортепианному произведению «Приглашение к танцу», написанному им в 1819 году. Блестящая программная романтическая пьеса — словно эпизод бала, основу которого составляет поэтический образ вальса. Вебер рассказал одному из своих друзей сюжет музыкальной пьесы: лаконичное медленное вступление изображает встречу на балу юноши и девушки, следующая далее череда эпизодов передает их диалог, в конце же — расставание, на смену бурному вальсу приходит тишина. Сочинение Вебер посвятил своей молодой супруге Кэролайн. В 1841 году выдающийся французский композитор Гектор Берлиоз создал оркестровую версию сочинения. Она предназначалась для вводимой в оперу «Вольный стрелок» балетной сцены при постановке сочинения в Парижской опере. Танец в оркестровом звучании стал не менее популярен, чем фортепианная версия, а веберовская идея использовать вальс как изображение бала была подхвачена многими композиторами, в том числе русскими — М. И. Глинкой (Вальс–фантазия) и П. И. Чайковским (Симфония № 5).
Иоганн Георг Альбрехтсбергер — известный австрийский композитор, органист, музыковед и музыкальный педагог. Он общался с Йозефом Гайдном, долгие годы работал органистом; в разное время у него учились К. Черни и Л. Бетховен. И. Г. Альбрехтсбергер создавал духовные и светские сочинения разных жанров, был известен как автор 26 месс, ораторий, произведений для органа и клавира, теоретических трудов по композиции. Концерт для альтового тромбона с оркестром был создан композитором в 1769 году. В нем удивительным образом сочетаются черты музыкального барокко и классицизма. Светлая, подвижная первая часть (Allegro moderato) с красивой сольной каденцией сменяется выразительным галантным Andante. Венчающий Концерт быстрый финал (Allegro moderato) поражает свои жизнелюбием и активностью.
Выдающийся трубач Оскар Бёме – выпускник Лейпцигской консерватории; в 1897 году он приехал в Россию, с 1903 по 1921 годы играл в оркестре Мариинского театра, позднее посвятив себя педагогической деятельности в Ленинграде. Им создан целый ряд сочинений для духовых инструментов, среди которых – «Русский танец» для трубы и фортепиано, романс «Привет Петербургу» для корнета и фортепиано. Наиболее значительным сочинением Бёме называют Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор op. 18, написанный в последние годы XIX столетия. Автором было сделано несколько редакций сочинения, пока оно, наконец, не обрело совершенную форму. Трехчастная композиция (Allegro moderatoAdagio festivoAllegro scherzando) продолжает традиции классических концертов, но тембровое своеобразие солирующего инструмента позволяет по-новому решить соотношение частей. В первой части динамичной, технически сложной главной партии противостоит относительно спокойная побочная партия. На их столкновении развертывается последующее звучание. Вторая часть предваряется ремаркой Adagio festivo (празднично), она определяет ее жизнеутверждающий характер. Третья часть написана в форме рондо и решена композитором как стремительный танец (рефрен), перемежающийся контрастными эпизодами.
Финскому композитору Яну Сибелиусу удалось сделать то же, что в свое время сделал для Норвегии Эдвард Григ — включить Финляндию в число ведущих музыкальных держав Европы. Соотечественник композитора критик К. Флодин писал: «Ян Сибелиус принадлежит к тем нашим композиторам, кто наиболее правдиво и без всяких усилий передает своей музыкой характер финского народа». Все многочисленные произведения композитора разных жанров раскрывают образы родной природы, события истории и национальный характер. Сибелиусом создано семь симфоний, симфоническая поэма «Финляндия», четыре легенды для симфонического оркестра по мотивам финского народного эпоса «Калевала», симфоническая картина «Весенняя песнь» и многое другое. Мировую известность получил «Грустный вальс» из музыки к драме Ярнефельта «Куолема». Но при всем богатстве и разнообразии созданных сочинений Скрипичный концерт Сибелиуса (1903 – первая редакция, 1905 – вторая редакция) остается одним из основных произведений композитора и входит в репертуар всех ведущих скрипачей мира. Появление Концерта не случайно: для Сибелиуса жизнь в музыке началась с мечты о сольной карьере скрипача. По классу скрипки он занимался в Хельсинском институте музыки, этому инструменту он уделял большое внимание в последующие годы. Поэтическое звучание скрипки в Концерте, соединенное с мощью симфонического оркестра, во многих случаях воспринимается как авторский монолог, в котором чередуются  суровые высказывания, песенные эпизоды, динамичная танцевальность. Автор сохраняет трехчастную структуру инструментального концерта (Allegro moderatoAdagio di moltoAllegro ma non tanto), чередуя разнохарактерные эпизоды, целиком проникнутые финским мелосом. Особенно выразительна вторая, медленная часть Концерта – вдохновенный романс, один из самых проникновенных скрипичных эпизодов мировой музыкальной литературы. Свое сочинение композитор посвятил Францу фон Вечею (1893-1935) – известному венгерскому скрипачу, впервые исполнившему Концерт в возрасте 13 лет.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Кассы и билеты

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин