А.Хачатурян (1903-1978). Концерт для скрипки с оркестром ре минор
Солистка лауреат международных конкурсовАлександра Зиганшина (скрипка)
Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии
Дирижер Заслуженный артист России Алексей Воронцов
II отделениеС.Рахманинов (1873-1943). Концерт №2 для фортепиано с оркестром op.18
Солистка лауреат международных конкурсовЕлизавета Самодурова (фортепиано)
Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии
Дирижер Заслуженный артист России Алексей Воронцов
О программе концерта
Арам Ильич Хачатурян — выдающийся армянский композитор, профессор Московской консерватории, автор целого ряда получивших мировую известность инструментальных и театральных сочинений, среди которых на первый план выходят балеты «Гаянэ» и «Спартак». Его искусство опирается на напевы родной Армении, интонации народных песен и танцев пронизывают все творчество композитора. Скрипичный концерт, написанный автором в 1940 году, остается одним из самых репертуарных сочинений, показавшим образец гениального сочетания принципов европейского жанра и народного мелоса. Хачатурян отмечал, что фольклорную тему он рассматривает как «животворное зерно, как первоначальную интонационную ячейку, которую можно свободно и смело развивать, перерабатывать, обогащать».
Традиционное трехчастное строение Скрипичного концерта позволило композитору создать яркие картины жизни и быта своего народа, передать красоту земли. Крайние части (1. Allegro con fermezza, то есть «твердое, уверенное аллегро» и 3. Allegro vivace) построены на темпераментных танцевальных темах, которые композитор вдохновенно развивает, создавая почти зримые образы народной пляски (не случайно одним из самых известных произведений композитора остается его «Танец с саблями»!). Средняя, лирическая часть (Andante sostenuto) воссоздает образ народного музыканта-ашуга, исполняющего бесконечно выразительный, редкий по красоте наигрыш-импровизацию. Концерт воспринимается как нечто целостное, благодаря объединению частей интонациями тем из первой части, пронизывающими все последующие разделы. Хачатурян в своем сочинении широко использует интонационно-ритмические и ладо-гармонические особенности армянского фольклора, виртуозно сочетая их с приемами европейской классической музыки.
Сергей Васильевич Рахманинов, выдающийся русский композитор, пианист, дирижер, был и остается одной из самых значительных фигур мировой музыкальной культуры. Среди созданных им произведений различных жанров – опер, симфоний, вокально-хоровых сочинений и романсов – самым главным для композитора был фортепианный концерт. В этом жанре проявлялось триединство творческой личности композитора: он был творцом сочинения, в котором соединялись его любимый инструмент и оркестр. Созданные Рахманиновым на протяжении жизни четыре фортепианных концерта отмечали самые значительные ее вехи, определяли развитие искусства композитора и исполнителя на разных этапах, концентрировали в себе фантазию художника и его высочайшее мастерство.
Написанный на пороге ХХ века Концерт № 2 (1. Moderato 2. Adagio sostenuto 3. Allegro scherzando) стал одной из признанных мировых вершин музыкального искусства. Богатство художественных образов, неизбывная щедрость удивительных по красоте мелодий, одухотворенность и искренность, сквозящие в каждом изгибе тем, аккордовом последовании, оркестровых тембрах, уже при первом исполнении обеспечили произведению всеобщую любовь и признание слушателей и профессионалов. Образный строй сочинения, идущий от звукового пространства России, в первой части наполнен торжественным звучанием колоколов (фортепианное вступление), скрытой мощью и суровой мужественностью (тема главной партии), бесконечной нежностью (тема побочной партии). Вторая часть, в которой представлена, по словам писательницы Мариэтты Шагинян, «широкая, простая, средней полосы России, деревенская ширь, бледное небо над хлебами, речушка и туман над речушкой», выходит, однако, за рамки просто пейзажа. За всем этим виден художник, органично воспринимающий природу и отвечающий ей. Финал Концерта композитор решает как сопоставление стремительного, энергичного скерцо и лирической, напевной кантилены. В обеих темах реально ощутимы связи с предшествующими частями Концерта, они как бы сводят воедино все темы сочинения, завершая его мощными, ликующими, обобщающими финальными пассажами.
Проф.З.М.Гусейнова
Фотогалерея концерта
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин