"...что-то нам близкое, родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий, сочувственный отклик."
Эдвард Григ (15.5.1843- 4.9.1907)
Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца.
В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей
в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой
и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души
северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое,
родное, немедленно находящее в нашем сердце горячий,
сочувственный отклик.
П. И. Чайковский
Эдвард Григ стал ПЕРВЫМ НОРВЕЖСКИМ КОМПОЗИТОРОМ, завоевавшим мировую известность, сделавший фольклорные скандинавские мелодии основой собственного творчества и обозначив их роль в европейском музыкальном наследии. Благодаря Григу, слушатели открыли для себя персонажей народных преданий – гномов, троллей, кобольдов, мелодико-ритмическое богатство народных песен и танцев, красоту звучания народных инструментов.
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ композитора включает песни и романсы, значительное количество пьес для фортепиано (среди них – знаменитые тетради «Лирических пьес»), скрипки, виолончели, а также сонаты, камерно-инструментальные ансамбли. Мировую славу принесли композитору его Фортепианный концерт (1868) и две Сюиты из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (1875). Композитором так и не были созданы симфонии и оперы, которые могли бы обозначить начало формирования национальной традиции каждого из жанров, но его симфонические опусы и музыка к драме стали основой для дальнейшего развития профессиональной норвежской музыки.
В 1885 году Э. Григ поселился и прожил до конца жизни в «ТРОЛЛЬХАУГЕНЕ» («Холм троллей») – поэтичной загородной вилле неподалеку от родного города Бергена. Свой дом он покидал только в периоды концертных поездок, выступая во Франции, Англии, Германии, Венгрии, Польше и других странах как солист и в дуэте с супругой, прекрасной певицей. Его концерты пользовались большим успехом, а сочинения регулярно звучали в европейских залах. У Грига был свой талисман — керамическая СТАТУЭТКА ЛЯГУШКИ. Она на всех выступлениях сопровождала музыканта, который не выходил на сцену, предварительно не потерев ее спинку.
«ПЕР ГЮНТ» был написан Григом как музыка к философской пьесе норвежского драматурга Г. Ибсена. Герой произведения Пер – мечтатель, путешествующий по земле. Это предоставило возможность драматургу и композитору показать далекие страны, обозначить контрастные образы и картины, среди которых – горы Норвегии, пески Египта, морские пейзажи, фантастические герои. К драме Григом было написано 23 музыкальных фрагмента, и на их основе позднее сформированы две Сюиты по 4 номера, каждый из которых вошел в число наиболее исполняемых сочинений мировой классики: «В пещере горного короля», «Утро», «Песня Сольвейг» и др.
В жизни Э. Грига произошло несколько важных встреч, сыгравших значительную роль в формировании художественного облика композитора. В 1870 году он познакомился с Ф. ЛИСТОМ, горячо поддержавшим творческие устремления норвежского музыканта. Во время своей жизни в Копенгагене Григ подружился с Г. Х. АНДЕРСЕНОМ, создав несколько опусов на стихи знаменитого сказочника.
В 1888 г. в Лейпциге Григ встретился с П. И. ЧАЙКОВСКИМ. Вместе с ним Григ был удостоен почетного звания доктора Кембриджского университета (1893). Чайковский посвятил Григу симфоническую увертюру «Гамлет» (1888).
Григ обладал великолепным ЧУВСТВОМ ЮМОРА. На одном из концертных выступлений он без объявления заменил в конце свою пьесу сочинением Л. ван Бетховена. Опубликованная на следующий день разгромная рецензия одного из критиков подчеркивала низкий уровень последнего из исполненных сочинений. Григ весьма своеобразно отнесся к статье: он позвонил критику и представился духом Бетховена, автора исполненного произведения. Реакцию критика предугадать было невозможно.
ОБРАЗ РОДИНЫ, соединяющий историческое прошлое и современность, духовные традиции, образы суровой северной природы обусловили особый образный строй сочинений композитора. Ему принадлежат слова: «Я часто мысленно обнимаю всю Норвегию, и это для меня — нечто самое высокое. Никакой великий дух нельзя любить с такой же силой, как природу!»
Проф. З.М. Гусейнова