Солисты Санкт-Петербургского Дома музыки и "Forever Young Classic" в Архангельске
18 февраля, в пятницу, в 18.30 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерт цикла «Музыкальная сборная России» в Поморской филармонии (г. Архангельск). В концертном зале исторической Лютеранской церкви Святой Екатерины выступят солисты Дома музыки, лауреаты международных конкурсов Максим Акчурин (виолончель) и Александр Кашпурин (фортепиано). Концерт пройдет в рамках фестиваля "Forever Young Classic". В программе вечера - сочинения Шумана, Пуленка, Листа и Рахманинова.
В феврале 1849 года Шуман сочинил Три пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано. Первоначально он назвал их «Ночными пьесами», но впоследствии переименовал. Вероятно, они и были написаны «для вечера», небольшого домашнего концерта. Композитор отметил, что кларнет можно заменить на виолончель или скрипку – так состав исполнителей можно было легко поменять, в зависимости от пришедших гостей. В цикле объединены разнохарактерные пьесы, которые автор рекомендовал исполнять: первую – «нежно и выразительно», вторую – «оживленно и легко», а третью – «живо и с огнем». Вместе они рождают затейливый и фантазийный мир прекрасных романтических образов. Программу вечера откроют Три пьесы-фантазии Шумана в виолончельной версии.
«Музыка его настолько откровенна, что сразу достигает своей цели», - говорили современники о творчестве Франсиса Пуленка, одного из самых знаменитых французских композиторов ХХ столетия. Его отличали не только самобытный талант, но и чисто человеческие качества – доброта, чистосердечность и восхитительный юмор. Он же в свою очередь говорил: «Моя музыка – это мой портрет». В наследии композитора около 150 произведений разных жанров. Первые наброски Сонаты для виолончели и фортепиано Пуленк сделал в 1940 году и… забыл о них на долгие годы. Соната появилась на свет лишь в 1948-м. Большое четырехчастное произведение, она стала и одной из самых трудных сонат для виолончели, с большим количеством технических приемов – по этой части Пуленку очень помог в работе знаменитый виолончелист Пьер Фурнье, которому композитор и посвятил сочинение.
Одним из любимых инструментов Рахманинова, не считая фортепиано, была виолончель. Однако произведений, где она была бы широко представлена, в его творчестве очень мало. Среди ранних сочинений – Две пьесы для виолончели и фортепиано (1892), написанные еще в консерваторский период и посвященные Анатолию Брандукову. Музыка первой пьесы – Прелюдии – тяготеет к традиции позднего романтизма. Вторая миниатюра – Восточный танец – отличается уже большей индивидуальностью, во вступлении слышны цыганские напевы, характерным элементом служит финальное пиццикато.
Нереально фантазийный мир музыки Шумана предстанет в его знаменитом «Карнавале»(1835). Этот цикл фортепианных пьес – серия ярких образов, зарисовок с натуры, сценок из жизни, впечатлений. Сменяя друг друга, проходят Пьеро и Арлекин, Панталоне и Коломбина, Паганини и Шопен и, конечно, Клара под видом Киарины и два загадочных, выдуманных Шуманом персонажа, перекочевавших из его литературных текстов. Они являют собою две сущности мира музыки композитора: Флорестан – это энергия, порыв; Эвзебий – это созерцательность, меланхолия. Шуман назвал «Карнавал» «миниатюрными сценами на четырех нотах». Звуки ASCH, взятые в различной последовательности и комбинациях, образуют подобие темы, лежащей в основе каждой пьесы (ASCH - название небольшого города в Богемии (Чехия) и «музыкальные» буквы в фамилии Schumann).
В финале концерта прозвучит Фантазия-соната «По прочтении Данте» Листа - одно из самых значительных и известных музыкальных произведений по мотивам «Божественной комедии». Величайшее творение Данте вдохновило композитора на создание великолепных музыкальных образов на вечные темы: любовь, измена, раскаяние. Основой сонаты послужило не все полотно Данте, а один из эпизодов ее первой части - «Ад». В сочинении нельзя проследить конкретного последовательного изложения сюжета. Постоянная импровизационность, отсутствие четких границ каждой отдельной темы, монотематизм отличают фантазию от традиционной сонаты.
Максим Акчурин (виолончель), 20 лет - студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста России, доцента Алексея Массарского). Лауреат III премии Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В. Свиридова в составе ансамбля (Санкт-Петербург, 2017). Участник творческих смен ОЦ «Сириус» в Сочи в классе Алексея Массарского (2015-2016), Алексея Селезнёва (2017). Прошел обучение в Кронбергской академии в классе Йенса Питера Майнтца (Германия, 2018) и Международной Летней академии г. Мюррен (Швейцария, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 г.
Александр Кашпурин (фортепиано), 25 лет – выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженной артистки РФ, профессора Татьяны Загоровской), где в настоящее время является аспирантом в классе того же педагога. Победитель и обладатель специальных призов VIII Международного конкурса пианистов им. М.К. Чюрлёниса (Литва, 2019). Победитель I Международного фортепианного конкурса русской музыки (Рязань, 2019). Победитель III Международного конкурса пианистов «Les Etoiles du piano» (Франция, 2021). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
Поморская филармония основана в 1937 году, является центром концертной музыкальной жизни Поморья. Филармония сотрудничает с ведущими исполнителями России и зарубежных стран: Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Швеции, Финляндии, США, Мексики, Бразилии, Китая, Японии, Австралии и многих других. С 1987 года концертный зал филармонии располагается в историческом здании Кирхи (Лютеранская церковь Святой Екатерины), который обладает уникальными акустическими свойствами. С 1991 года в зале установлен орган немецкой фирмы «Александр Шуке».
18 февраля 2022 г. Начало концерта в 18.30
Архангельск, ул.Карла Маркса, 3.
Стоимость билетов: 350 руб.
Телефон кассы: 8 (8182) 20-80-66
Доступна оплата «Пушкинской картой»
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле, Воронеже, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.