Романтическая арфа, изящная флейта и ударный зарб
18 апреля, в четверг, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России, профессора Сергея Ролдугина приглашает в концертный зал «Зарядье» (Москва). В цикле «Музыкальная сборная России» выступят лауреаты международных конкурсов: Екатерина Дворецкая (арфа), Петр Худоногов (флейта), Андрей Телков (фортепиано) и Андрей Тарануха (ударные инструменты). В программе – сочинения Шпора, Форе, Хиндемита, Поссе, Прокофьева, Апергиса и Герасимца.
Один из первых романтиков XIX века Луи Шпор – выдающийся немецкий скрипач-виртуоз, композитор, дирижер и педагог – создал большое количество произведений разных жанров: симфонии, концерты, камерные сочинения для различных составов, множество произведений для скрипки и других инструментов. К арфе он тоже имел определенный интерес. Его жена Доретта Шайдлер считалась лучшей арфисткой Германии того времени. Ее виртуозная игра вдохновляла композитора на создание сочинений для арфы. Программу вечера откроет Фантазия для арфы соло до минор.
Габриэль Форе – французский композитор конца XIX – начала ХХ веков писал почти во всех современных ему жанрах, особенно был популярен своими сочинениями для фортепиано и скрипки, хоровыми произведениями, циклами песен. За красоту и благородство звучания музыки Дебюсси называл его «мастером очарований». В самом содержании музыки Форе угадывались черты уникальной личности композитора, открытого новым веяниями музыки ХХ века. В концерте прозвучит Экспромт для арфы соло.
На арфе можно исполнять практически все – от церковной музыки до рока. Между тем, арфовый репертуар, вплоть до начала ХХ века, не отличался большим многообразием. В Европе одним из популяризаторов арфы стал Пауль Хиндемит – крупнейший немецкий композитор, один из признанных классиков музыки XX века. Он был универсальным композитором, охватив практически все виды и жанры музыки. И не было, пожалуй, такого инструмента, который бы не выступал в его сочинениях в качестве солирующего. В концерте прозвучит Соната для арфы соло, сочинение 1939 года. Жанр сонаты в творчестве Хиндемита занимает весьма солидное место, он представлен произведениями едва ли не для всех инструментов оркестра, включая и такие специфические, как контрабас и туба.
Вильгельм Поссе, выдающийся немецкий арфист и композитор, заниматься музыкой начал под руководством отца – музыканта военного оркестра. Отец был флейтистом, поэтому игре на арфе пришлось учиться самостоятельно. В 1863 году, в возрасте 11 лет, Поссе вместе с отцом отправляется в первое гастрольное турне, одним из пунктов которого был Павловск под Петербургом, где выступления проходили вместе с оркестром Иоганна Штрауса. После окончания Музыкальной академии около 20 лет был солистом Берлинской королевской оперы, преподавал. Среди сочинений Поссе для арфы – ряд пьес, сборник технических этюдов, 8 больших концертных этюдов, другие произведения. В концерте прозвучат его Вариации на тему «Венецианского карнавала» для арфы соло.
Сонату для флейты и фортепиано ре мажор Прокофьев написал в 1943 году. Ей предшествовали масштабные произведения в духе военного времени – опера «Война и мир» и Седьмая фортепианная соната. На контрасте с ними композитор создает нечто иное, по его собственным словам, «в светлых и прозрачных классических тонах». Виртуозная и изящная Соната написана с учетом всех возможностей флейты. Позднее, по просьбе Давида Ойстраха, композитор сделал редакцию для скрипки и фортепиано, которая стала очень популярна. Флейтовый вариант исполняется значительно реже.
Финал вечера пройдет на ударной волне. Композицию «Asventuras» для малого барабана соло написал современный композитор Алексей Герасимец. Выбор названия он объясняет тем, что оно созвучно слову adventure (приключение), а время, потраченное им на эксперименты со всевозможными звуками и эффектами на малом барабане, он тоже считает приключением, или даже авантюрой.
Композиция «Le Corps à Corps» (ближний бой) для зарба греческого композитора Жоржа Апергиса – это уже актерский этюд, где в качестве инструмента выступают и голос музыканта, и его эмоции. Это самая известная пьеса Апергиса для инструмента и голоса, но далеко не единственная. Практику работы с голосом он начал в 1976 году, когда создал музыкальную лабораторию с актерами и музыкантами в пригороде Парижа: «Я много прислушиваюсь к голосам людей. Меня интересуют манера их речи, напряженные или гибкие голоса. Я много прислушиваюсь к лексике, синтаксису, ударениям, произношению, ритму, течению речи. Я очень чувствителен к диалекту, выражениям, словам, помещенным в контекст, окрашенным определенным образом акцентам». Пьеса «Le Corps à Corps» написана как раз в тот период, в 1978 году.
Андрей Тарануха (ударные инструменты), 18 лет – выпускник Лицея Искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). С 2023 года – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Лауреат I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург, 2016). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва, 2016). Победитель IV Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах (Санкт-Петербург, 2022).
Екатерина Дворецкая (арфа), 20 лет – студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, доцента Елены Ильинской). Победительница XV Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Струнные инструменты» (Москва,2019). Лауреат V Международного конкурса музыкантов-исполнителей «Классическая Академия» (Москва,2020). Лауреат 21 Израильского арфового международного конкурса (2022). Стипендиат Фонда В. Спивакова, фонда «Новые Имена» (2019). Участница программ Дома музыки с 2020 года.
Петр Худоногов (флейта), 24 года – студент Сибирского государственного института искусств им. Д. Хворостовского (класс Заслуженного артиста РФ, доцента Анатолия Иванова). Победитель Венского международного музыкального конкурса (Австрия, 2020). Обладатель Гран-при IV Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Орфей» (Омск, 2021). Победитель Международного конкурса флейтистов Европейской музыкальной Академии в Варне (Болгария, 2021, 2022). Победитель I Международного конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах имени И.И.Бобровского «Запад-Сибирь-Восток» (2022). Победитель (Золотая медаль) XXII Молодёжных Дельфийских игр России (Саратов, 2023). Лауреат I премии и обладатель Золотой медали XVII Молодёжных Дельфийских Игр государств-участников СНГ (Киргизия, Бишкек, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
Андрей Телков (фортепиано), 32 года – выпускник Санкт-Петербургской консерватории им.Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Сандлера), в 2021 году окончил ассистентуру-стажировку Санкт-Петербургской консерватории в классе того же педагога. Обладатель Гран-при Международного конкурса пианистов им. Я. Витола (Латвия, 2013). Неоднократно удостаивался звания лучшего концертмейстера на различных международных конкурсах. Ведет активную концертную деятельность в России и за рубежом. Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2011 года.
18 апреля 2024 г. Начало концерта в 19.00
Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4. Концертный зал «Зарядье».
Стоимость билетов: 200 – 600 руб.
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Воронеже, Туле, Петербурге – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96 Аккредитация: info@spdm.ru