Виолончель, кларнет, гобой и маримба
03 апреля, в среду, в 19.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Капеллу Санкт-Петербурга (наб. реки Мойки, д.20) на концерт цикла «Музыкальная сборная России». В сопровождении симфонического оркестра Капеллы выступят лауреаты XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского Василий Степанов (виолончель), Фёдор Освер (гобой) и лауреаты международных конкурсов Филипп Создателев (кларнет) и Андрей Тарануха (ударные инструменты). В программе: Концертино для кларнета Вебера, Первая рапсодия для кларнета Дебюсси, Концерт №1 для маримбы Розауро, Первый концерт для гобоя Лебрена и Первый виолончельный концерт Сен-Санса. Дирижер – Заслуженный артист России Алексей Васильев.
В наследии Карла-Марии фон Вебера, крупнейшего немецкого композитора-романтика и дирижера, произведения для кларнета играют значительную роль. Вдохновителем и их первым исполнителем был блестящий виртуоз Генрих Бёрман. В 1811 году Вебер сочинил сразу несколько произведений для солирующего кларнета. Композитор смело использовал все регистры инструмента, что значительно расширило возможности создания ярких музыкальных образов, а также приемы, типичные для оперы, когда кларнет выступает «поющим» лирическим героем. Премьера Концертино для кларнета ми-бемоль мажор Вебера состоялась в Мюнхене с оркестром баварской придворной капеллы. Успех был настолько убедительным, что музыканты капеллы стали просить композитора написать концерты и для них: «С тех пор, как я сочинил для Бёрмана Концертино, оркестр словно взбесился – все хотят от меня концертов…»
Первая рапсодия для кларнета с оркестром соль-бемоль мажор была написана Клодом Дебюсси в 1909 году, когда он работал в жюри конкурсов духовых инструментов в Парижской консерватории. Сочинение, созданное в импровизационной манере, построено на чередовании разнохарактерных эпизодов, создающих яркую, образную картину природы. Композитор называл Рапсодию одной из самых «приятных» своих пьес. Произведение посвящено известному французскому кларнетисту и педагогу Просперу Мимару. В России сочинение было исполнено в 1911 году, отзывы были нелестные. По этому поводу композитор даже пошутил: «Не принимают ли они кларнет за инструмент революционной пропаганды».
Нэй Розауро, современный бразильский композитор и перкуссионист, обучаться музыке начал с гитары самостоятельно в 12 лет. Очень быстро освоив инструмент, он зарабатывал на жизнь, выступая в ночных клубах Рио-де-Жанейро. В 1972 году поступил на композиторский и дирижерский факультеты Бразильского университета, здесь же стал учиться игре на маримбе. Продолжил обучение в Вюрцбургской Высшей школе музыки в Германии. В тот период, чтобы развивать собственную технику игры, он написал свои первые произведения для ударных. Концерт №1 для маримбы и струнного оркестра ля минор впервые прозвучал в авторском исполнении на выпускном магистерском экзамене. Сегодня это сочинение входит в традиционный репертуар маримбистов всего мира. Стиль сочинений Розауро строится на соединении мелодий и ритмов, характерных для бразильского фольклора, с использованием разнообразных звуковых эффектов.
Людвиг Август Лебрен – немецкий гобоист и композитор второй половины XVIII века, один из популярнейших виртуозов своего времени. С 12-ти лет он начал играть в оркестре. А в 15-ть стал придворным музыкантом в Мангейме, сохранив эту должность в течение всей жизни. Об игре Лебрена сохранилось много восторженных отзывов, во время его концертов во Франции Шуберт писал, что он «завораживает Париж своим божественным гобоем». Как композитор Лебрен работал в камерно-инструментальном жанре, писал для театра, но главные его сочинения – концерты для гобоя. В программе прозвучит Концерт №1 для гобоя с оркестром ре минор, сочинение 1770 года.
«В современном искусстве, нервном и беспокойном, его музыка поражает своей безмятежностью, своими спокойными гармониями, своими бархатными модуляциями, своей кристальной чистотой, своим плавным, не знающим толчков стилем, поражает каким-то аттицизмом», – писал в начале ХХ века Ромен Роллан о творчестве Сен-Санса. Особенно плодотворно работал композитор в области концертно-виртуозной музыки, где наиболее ярко раскрывался его талант. Первый виолончельный концерт ля минор Сен-Санс сочинил в 1872 году для бельгийского виолончелиста Огюста Толбека. Вместо традиционной трехчастной формы, в этом сочинении композитор использовал структуру одной непрерывной части, состоящей из трех разделов. Концерт сразу стал популярен среди виолончелистов благодаря новизне, виртуозности, яркой оркестровке и завораживающему мелодизму.
Василий Степанов (виолончель), 29 лет - выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народной артистки СССР, профессора Натальи Шаховской, Заслуженного артиста России Бориса Андрианова). В 2018-2020 гг. проходил стажировку в Мадридской Высшей школе музыки им. Королевы Софии (класс профессора Янса Петера Майнца). Преподаёт в Российской академии музыки им. Гнесиных. Победитель Международного конкурса "Riga Classic Strings" (Латвия,2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2018). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2022). Лауреат VI премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2012 года.
Фёдор Освер (гобой), 20 лет - студент Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс профессора Алексея Уткина). Победитель III Международного конкурса-фестиваля молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Гнесиных (Москва, 2020). Победитель XII Международного конкурса Московской консерватории среди исполнителей на духовых и ударных инструментах (Москва, 2021). Лауреат II премии XVII Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, Санкт-Петербург, 2023). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2021 года.
Филипп Создателев (кларнет), 20 лет – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Андрея Казакова). Лауреат I премии музыкального конкурса «Crescendo International Music Competition» (2019). Лауреат I премии международного конкурса «Вебер кларнет» (2021). Лауреат III премии V международного конкурса им. Н.А. Римского-Корсакова (Санкт-Петербург, 2022).
Андрей Тарануха (ударные инструменты), 18 лет – выпускник Лицея Искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). С 2023 года – студент Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Лауреат I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург, 2016). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва, 2016). Победитель IV Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах (Санкт-Петербург, 2022).
03 апреля 2024 г. Начало концерта в 19.00.
Санкт-Петербург. Наб. реки Мойки, 20. Капелла Санкт-Петербурга
Стоимость билетов: 200 – 300 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 314-10-58
Аудитория: 6+
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П. И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Калининграде, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Туле, Воронеже, Новосибирске, Екатеринбурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
«Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Подробная информация на сайте: www.spdm.ru по телефону: (812) 702-60-96