03
мая
Вторник
19:00
2022
Стоимость билетов:
400-800 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Москва, ул. Варварка, д. 6, стр. 4
Схема проездаСайт зала
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение
Программа изменена от 09 марта 2022

Ф. Пуленк (1899-1963). Соната FP184 
Ш.-М. Видор (1844-1937). Интродукция и Рондо  op.72 
К. Дебюсси (1862-1918). Первая рапсодия  соль-бемоль мажор L.116 
Д. Мийо (1892–1974). Сюита «Скарамуш» ре мажор ор.165с 
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Никита Лютиков (кларнет)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Андрей Телков
II отделение

Б. Бриттен (1913-1976). Сюита №1 ор.72 
С. Франк (1822-1890) – Ж. Дельсар. Соната для скрипки и фортепиано ля мажор
(переложение для виолончели и фортепиано)
 

Солист – лауреат международных конкурсов
Александр Рамм (виолончель)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Анна Одинцова

IN ENGLISH

О программе концерта

     КУПИТЬ БИЛЕТ

Среди сочинений французского композитора Франсиса Пуленка большое место занимают сочинения для духовых инструментов. Соната для кларнета и фортепиано (1962) вошла в концертный репертуар исполнителей всего мира, хотя ее премьерное исполнение состоялось уже после смерти автора. Три части Сонаты (I. Allegro tristamente.II. Romanza.III. Allegro con fuoco) раскрывают основные грани музыки композитора — разнохарактерное, то динамичное, то медленное, с оттенком печали, звучание в первой части, мягкость, сентиментальность в медленной и жизнерадостность, стремительность в быстром финале. Соната объединена сквозными мотивами, проходящими через все части. Примечательны звукоизобразительные элементы, где слышны то колокольные звоны, то бой часов, словно напоминающие об уходящем времени.

Шарль-Мари Видор — известный французский композитор, органист. Он много лет преподавал в Парижской консерватории, совмещая педагогику с должностью органиста в одном из парижских храмов. Созданные им сочинения для органа в значительной степени повлияли на произведения других жанров, несущие на себе отпечаток тембрового богатства и выразительности фактуры. К ним относятся написанные Ш.-В. Видором в 1898 году Интродукция и Рондо для кларнета и фортепиано ор.72, предназначенные для программы одного из конкурсов. Концертный жанр «Интродукция и Рондо» получил особое распространение в творчестве французских композиторов, художественным образцом для которого послужили созданные в 1863 году знаменитые Интродукция и Рондо-каприччиозо для скрипки и фортепиано К. Сен-Санса. Сочинение Ш.-М. Видора образует крупный двухчастный цикл, где Интродукция выполняет роль развернутого вступления, а Рондо — блестящей концертной пьесы, в которой перед солистом открываются богатые возможности для раскрытия художественно-образных и виртуозно-технических особенностей инструмента. Композитор посвящает сочинение Сирилу Розу, профессору Парижской консерватории по классу кларнета.

В 1909 году выдающийся французский композитор, представитель импрессионизма Клод Дебюсси был приглашен в Совет директоров Парижской консерватории. Одно из первых поручений ему было связано с заказом на создание двух произведений для кларнета для предстоящих экзаменов. Результатом явилось написание Первой рапсодии, впервые исполненной спустя год в консерватории. Еще через год Дебюсси оркестровал свое сочинение. Дебюсси и в этом сочинении сохраняет верность художественному направлению. Он создает выразительную картину природы в ее изменчивом, постоянно меняющемся настроении. Избранный композитором жанр рапсодии — сочинения в свободном, импровизационном стиле, построенном на чередовании разнохарактерных эпизодов — позволяет создать наполненное тончайшими нюансами звуковое полотно, где кларнет, как подлинный певец природы, ведет свою изящную инструментальную песнь.

Дариус Мийо — известный французский композитор, педагог и музыкальный критик, один из членов знаменитой «Шестерки», автор значительного количества произведений разных жанров (им написано около 500 опусов). Как композитор, он испытал на себе влияние разных, современных ему художественных течений, его музыка пронизана элементами конструктивизма, в них ярко проявляются и джазовые черты. Сюита «Скарамуш» для двух фортепиано написана Д. Мийо в 1937 году, а уже в 1939 году автором была создана редакция сочинения для кларнета с оркестром (фортепиано). Скарамуш — персонаж итальянской комедии дель арте, балагур и весельчак, ставший героем знаменитого романа Р. Саббатини. Каждая часть Сюиты — словно эпизод, в котором главный герой раскрывается в разных ситуациях. Озорная первая часть (Vif) строится на картинном чередовании стремительных и относительно спокойных эпизодов. Вторая часть (Modere) — лукавая лирическая сценка, где грациозность соседствует с неуклюжестью. В последней части сюиты проявилось увлечение Д. Мийо бразильскими песнями и танцами; в качестве финала композитор вводит «Бразильеру» — зажигательную самбу с ее феерическими вариациями и неподражаемой ритмикой.
 
Сезар Франк — известный французский композитор, педагог и органист бельгийско-немецкого происхождения, представитель романтического направления, основное наследие которого связано с инструментальной музыкой – симфониями, симфоническими поэмами, сочинениями для различных составов, органными произведениями. Ромен Роллан говорил о нем: «этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести через жизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясность терпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра его творчество».
В 1886 году С. Франком была написана Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор, которая предназначалось в качестве свадебного подарка выдающемуся скрипачу Эжену Изаи (1858–1931), впервые исполнившему ее и сохранившему в своем репертуаре в течение всей жизни. Соната по праву считается одним из самых блестящих сочинений данного жанра, ее называют лучшим и труднейшим опусом композитора. Популярность произведения доказывается существованием его в различных переложениях — для виолончели, флейты, трубы, органа с хором, двух фортепиано и проч. Из них лишь переложение для виолончели было сделано с ведома самого Франка известным виолончелистом Жюлем Дельсаром (1844-1900). Оно обрело статус самостоятельного произведения.
Органичное соединение в творчестве С. Франка разнонациональных творческих школ отчетливо проявляется в Сонате: здесь слышны черты органной и оркестровой звучности Германии, пейзажность и лирика Австрии, импрессионистическое начало и тонкость передаваемого чувства Франции. Тон всему задает вступительный раздел: его интонационные «зовы» будут звучать на протяжении всей первой части и возникать в последующих, скрепляя все тематическим единством. Четыре части сонаты позволяют Франку нарушить традиционную образную последовательность жанра. Первая часть — вдохновенное и лирически–выразительное Allegretto ben moderato подготавливает стремительную, мятежную вторую часть (Allegro). Третьей части композитор предпосылает название «Речитатив–фантазия», уточняя при этом ее лирическое содержание (Ben moderato – Largamento con fantasia). Венчающим весь цикл становится блестящий финал Allegretto poco mosso.

 КУПИТЬ БИЛЕТ

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин