Оптимистичный Штраус. Бетховен: драматический накал
25 ноября, в субботу, в 18.00 Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает в Калининградскую областную филармонию им. Е.Ф.Светланова на концерт «Музыкальная сборная России». В сопровождении филармонического оркестра выступят лауреат международных конкурсов, финалистка Всероссийского проекта «Река талантов» Наталья Гапон (фортепиано) и лауреат международных конкурсов Дугар Цыбиков (гобой). В программе: Третий Бранденбургский концерт Баха, Концерт для гобоя и малого оркестра Рихарда Штрауса и Третий фортепианный концерт Бетховена. Дирижер – Заслуженный артист России Александр Андреев.
Знаменитый цикл Баха из шести концертов был написан для маркграфа Кристиана Людвига Бранденбургского и преподнесен заказчику в 1721 году. При жизни композитора концерты так и не были исполнены. Партитуры, написанные каллиграфическим почерком, пролежали в библиотеке маркграфа более 100 лет, пока не были случайно обнаружены и опубликованы. С тех пор «Бранденбургские концерты» постоянно исполняются лучшими камерными оркестрами мира. Главная особенность Третьего концерта в отсутствии солирующего инструмента. Необычно также то, что средняя часть – Adagio - состоит всего из одного такта с каденцией. Многие дирижеры заменяют ее Сонатой Баха BWV 1021.
Рихард Штраус – крупнейший немецкий композитор и дирижер на рубеже XIX-XX веков. К нему рано пришла слава и сопутствовала ему до конца жизни. Рихард начал учиться музыке с четырех лет, в шесть лет сочинил несколько пьес, в двадцать – встал за дирижерский пульт, а к тридцати годам занял пост главного дирижера Королевского оперного театра в Берлине. «Я не выношу трагической атмосферы современности. Я имею право писать ту музыку, которая мне нравится, не правда ли?» – говорил Рихард Штраус на девятом десятке жизни. Концерт для гобоя и малого оркестра ре мажор Штраус написал в 1945 году по просьбе американского солдата, бывшего до войны гобоистом Питтсбургского оркестра. Композитору тогда был 81 год. Светлое, оптимистичное настроение Концерта во многом передает и характер его автора. Сочинение требует от солиста виртуозного владения инструментом. Концерт Штрауса считается одним из самых значимых произведений ХХ века для солирующего гобоя.
Бетховен, гениальный композитор и пианист, в своем творчестве стремился популяризировать фортепиано. Слава к нему пришла прежде всего как к концертирующему виртуозу. Талант композитора раскрылся несколько позже. О неподражаемой игре Бетховена его ученик Фердинанд Рис вспоминал: «… он играл свои произведения свободно, но большей частью оставался строго в такте… Особенно красивого эффекта он достигал, сочетая большое динамическое нарастание с замедлением темпа. Во время исполнения он придавал то в левой, то в правой руке некоторым отрывкам особое выражение, которое с трудом поддается воспроизведению». В апреле 1803 года в театре «Ан дер Вин» Бетховен впервые исполнил свой Третий фортепианный концерт до минор. Премьера принесла ему невероятный успех. В этом сочинении Бетховен представил новую концепцию концертной музыки – диалог солиста с оркестром наполнился здесь новым драматическим содержанием.
Наталья Гапон (фортепиано), 19 лет – студентка Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс доцента Олега Вайнштейна). Лауреат I премии VII Международного фортепианного конкурса им. Н.Е. Перельмана (Санкт-Петербург, 2023). Лауреат I премии X Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г.В. Свиридова (Санкт-Петербург, 2023). Финалистка Всероссийского проекта «Река талантов» (2023).
Дугар Цыбиков (гобой), 25 лет – студент Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Заслуженного артиста России, доцента Александра Трушкова). С 2019 года – артист группы гобоев Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра. Победитель Международного конкурса молодых исполнителей «Искусство 21-го века» (Финляндия, 2015). Победитель Международного конкурса «Искусство 21-го века» (Австрия, 2015). Победитель I Международного интернет-конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовой Олимп» (Воронеж, 2020). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2018 года.
25 ноября 2023 г. Начало концерта в 18.00
Калининград, ул. Б. Хмельницкого, 61а
Стоимость билетов: 300 – 500 руб.
Телефон кассы: +7(4012) 64-78-90
Аудитория: 6+
Доступна оплата «Пушкинской картой»
«Музыкальная сборная России» – уникальный цикл концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, в котором принимают участие молодые российские солисты – лауреаты недавних международных конкурсов, а также российские участники международного конкурса им. П.И. Чайковского перед конкурсными выступлениями. Концерты проходят в российских филармониях как собственными циклами и абонементами, так и отдельными выступлениями. В течение сезона концерты проекта проходят также в Сочи, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Новосибирске, Екатеринбурге, Петербурге, Москве – в творческом сотрудничестве с разными концертными площадками и коллективами.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96