«Слова молчат - а звук и мысль едины!»
На последнем Международном конкурсе имени Чайковского 2015 года многие солисты Дома музыки стали лауреатами. Один из них – виолончелист Александр Рамм, завоевавший II премию.
Александр Рамм родился в 1988 году во Владивостоке, учиться музыке начал в Калининграде, в музыкальной школе им. Р. Глиэра. Окончил Московскую консерваторию (класс Народной Артистки России, профессора Натальи Шаховской) и Берлинскую высшую школу музыки им. Эйслера (класс Франса Хелмерсона).
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Испанский виолончелист Пабло Казальс на вопрос, как он достиг совершенства, ответил, что был настолько менее одарен, чем другие, что должен был работать значительно больше – по двенадцать-четырнадцать часов в сутки. Сколько времени посвящаете занятиям Вы?
Александр Рамм: Думаю, что насчёт часов великий маэстро пошутил, ведь столь интенсивные занятия подвергают риску руки. Руки – наш рабочий инструмент, и их надо беречь так, как певцы берегут свой – голосовые связки. И потому мне нравится определение Джордано Бруно «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками — этим органом всех органов».
Для меня сейчас позаниматься пять-шесть часов – счастье. Но каждый день занятия по два-три часа для меня обязательны. Основная же работа проходит в голове, без инструмента.
СПДМ: Как Вы боролись со страхом сцены, и какие рекомендации можно дать начинающим солистам?
Александр Рамм: В детские годы у меня не было страха, я, скорее, ощущал трепет и подъем от мысли, что буду выходить и играть, делиться эмоциями и получать их от публики в десятикратном размере. Помню, как переживала моя мама во время моего первого выступления в Большом зале Консерватории. Это был дневной, «родительский» концерт, мама даже в зал не пошла, в коридоре за меня волновалась. На ее вопрос, что чувствовал, я ответил: «мама, я сидел на сцене на стуле, на котором играл Ростропович!». Сегодня я не уверен, что был именно тот стул, но тогда меня воодушевляла мысль, что я там, где многократно выступал мой кумир. Обмен эмоциями радует меня и сегодня.
А советовать начинающим я не могу, все очень индивидуально. Мне, например, помогают легкие физические упражнения – несколько раз подпрыгнуть, например, чтобы разогнать кровь и взбодриться. И, конечно, перед концертом не стоит плотно обедать.
СПДМ: Хотели бы Вы в будущем стать педагогом?
Александр Рамм: Иногда я думаю об этом, но пока мне еще рано переводить мысли на практику, хотя я уже сделал необходимые «накопления». Мне очень повезло со всеми моими педагогами – каждый из них вложил в меня самое лучшее. Я помню занятия и методику первой своей учительницы в Калининграде, концертмейстера местного симфонического оркестра Светлану Иванову, которая мне изначально правильно «поставила» руки и влюбила в виолончель. Мои московские педагоги Алексей Селезнёв, Лев Ефграфов, Мария Журавлева вывели меня на профессиональный путь, формировали мой характер в широком смысле слова. Я скорблю о профессоре Московской консерватории Наталии Шаховской. Наш музыкальный мир осиротел невосполнимо. Она навсегда останется для меня примером профессионального и человеческого дара.
СПДМ: Давид Герингас сказал, что «в отличие от пианистов или скрипачей, виолончелисты умеют дружить между собой», они «тащат всю жизнь тяжелый ящик на спине, поэтому чувствуют себя собратьями», они «привыкли разъезжать с компанией». Поддерживаете ли Вы эту мысль?
Александр Рамм: Я согласен с Маэстро. Это организаторы фестивалей, менеджеры и агенты могут проводить математические вычисления, сколько им нужно виолончелистов. Мы же, внутри своего сообщества, знаем особенности своего инструмента, увеличивающего любые транспортные и концертные расходы. Это пианисты не доставляют проблем – им даже оркестр порой не нужен. Поэтому все виолончелисты понимают, что любой сыгранный концерт может стать прекрасным рекламным вложением и в будущее нашего инструмента, и для привлечения новых слушателей. Ведь каждый год в концертных залах появляются люди, для которых виолончельная музыка является «открытием». И, как я мог уже неоднократно убедиться, радостным.
СПДМ: Если бы у Вас была возможность встретиться с великим музыкантом из прошлого, кто бы это был? О чём бы Вы с ним говорили?
Александр Рамм: В первую очередь, я бы хотел встретиться с композиторами, музыка которых, не только виолончельная, является частью моего мира – Шостаковичем, Прокофьевым, Мясковским, Бриттеном. Я бы проверил собственные догадки, ощущения и попытался получить ответы на свои размышления. Интересно было бы пообщаться с Жаклин Дю Пре, Гербертом фон Караяном, Евгением Мравинским, Марией Юдиной и Артуро Бенедетти Микеланджели. И, конечно, я бы хотел поговорить с Маэстро Мстиславом Ростроповичем.
СПДМ: В молодые годы Мстислав Ростропович пробовал писать музыку. Не было ли у Вас желания попробовать себя на поприще композитора?
Александр Рамм: Нет, думаю, это тот случай, когда следует поверить опыту Маэстро. Я все ещё жду новых виолончельных концертов от своих ровесников – композиторов. Надеюсь, что такие пишутся, и мне окажут честь их сыграть.
СПДМ: По словам Бетховена, «музыка должна высекать огонь из души человеческой». А в чём Вы видите высшее предназначение музыки?
Александр Рамм: Музыка может объединять поколения, что прекрасно видно в концертных залах России. В каждом городе, где я выступал, много молодых лиц, что очень радует меня и моих коллег. Музыка может смягчать, хоть на время, напряжение в мире, поделиться с каждым человеком частицей гармонии и «поговорить» с ним о надежде и вере. Я убежден, что каждый концерт академической музыки – и я не говорю только о себе – это вклад в очищение мира от «грязи».
Польский поэт Циприан Норвид в 19 веке написал такие строки:
«Ты знаешь край, где музыканту в руки
Вплывает мир, раскалывая льдины;
Когда слова бессильней слез и муки,
Слова молчат - а звук и мысль едины!».
Поэт, на мой взгляд, точно определил предназначение музыки.
Некоторые выступления Александра Рамма можно увидеть по ссылкам:
П. Чайковский «Вариации на тему рококо» (30 июня 2015)
С. Прокофьев. Симфония-концерт для виолончели с оркестром (24 апреля 2016)
Видеозаписи из архива Дома музыки:
Э.Элгар. Концерт для виолончели с оркестром (26 октября 2016)
Сольный концерт в Английском зале Дома музыки, ч. I (30 ноября 2016)
Сольный концерт в Английском зале Дома музыки, ч. II (30 ноября 2016)
IN ENGLISH