«К счастью, музыке не нужны слова. Это самый искренний и честный вид искусства…»
Александра Зверева родилась в 1997 году в Екатеринбурге. Обучаться музыке начала в Детской музыкальной школе №2 им. М.И. Глинки (класс преподавателя Ольги Кожевниковой). Окончила Уральский музыкальный колледж (класс доцента Александра Голованова). Выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженного артиста РФ, профессора Александра Голышева), где с 2021 года является ассистентом-стажёром в классе того же педагога. В 2014 году стала лауреатом II премии (Серебряная медаль) Молодежных Дельфийских Игр России в Волгограде и победительницей II Открытого конкурса флейтистов GNESINFEST в Москве. В 2017-м – лауреат II премии IX Международного конкурса Московской консерватории им. П.И. Чайковского для исполнителей на духовых и ударных инструментах. В 2019 году стала лауреатом II премии Международного конкурса флейтистов им. Доменико Чимароза в Италии, а в 2020-м – лауреатом II премии III Всероссийского музыкального конкурса в Москве. С 2019 года – артистка Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета. Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
Александра Зверева: 2013 год стал поворотным в моём творческом становлении. Дело в том, что именно в этот год я выиграла позицию во Всероссийском юношеском симфоническом оркестре под управлением Юрия Башмета, где на протяжении 8 лет была концертмейстером группы флейт, а также впервые стала участником программ Санкт-Петербургского Дома музыки, где по сей день являюсь солисткой. Оба эти проекта сыграли значимую роль в формировании моей музыкальной карьеры. Уникальность Санкт-Петербургского Дома музыки заключается в том, что его проекты направлены на всестороннее творческое развитие – это большой комплекс образовательных и исполнительских программ. Ежегодно я являлась участником мастер-классов и летних школ, организованных Домом музыки, где в своё время познакомилась с профессором Парижской консерватории Венсаном Люка. Занятия и общение с ним обогащали из года в год, давали постоянный заряд мотивации и постепенно выводили меня на новые вершины профессионального мастерства. Могу сказать, что даже в нынешний век глобализации, где постепенно стираются границы национальных школ, я считаю себя последователем русской флейтовой школы, продолжателем традиций, переданных мне моим замечательным профессором Александром Михайловичем Голышевым. Но благодаря Дому музыки и частым занятиям с Венсаном Люка я могу, опираясь на полученные знания и собственный опыт, синтезировать лучшее из русской и французской школ, тем самым открывая для себя нечто новое. Обилие мастер-классов дало толчок не только к моему личному профессиональному росту, но и к совершенствованию моих педагогических навыков, которые я сейчас успешно могу применять в своей работе, будучи преподавателем Государственного музыкально-педагогического института имени Ипполитова-Иванова и образовательного центра «Сириус».
Безусловно, я не могу также не оценить вклад Дома музыки в мой сценический опыт. Молодым музыкантам важно постоянно быть на сцене, чтобы учиться справляться со сценическим волнением, понимать акустические особенности разных площадок, расширять свой репертуар, уметь быть в контакте с оркестром и дирижёром, «чувствовать зал и публику». Благодаря таким камерным и симфоническим концертам я вышла на новый уровень качества концертного исполнения, познакомилась с чудесными коллективами, их руководителями, посетила различные города, страны и обрела бесценный опыт.
Дом музыки – большая семья, где все фанатично преданы служению музыке, здесь, помимо всего прочего, я обрела хороших друзей, с которыми мы и теперь идём нога в ногу на благо нашего общего дела. Я благодарна Санкт-Петербургскому Дому музыки за всё, что он делает для меня и верю, что в дальнейшем наше сотрудничество будет только крепнуть.
Санкт-Петербургский Дом музыки (СПДМ): Вы являетесь участником проекта Дома музыки "Музыка звезд". Кого бы вы назвали из звездного состава композиторов, пишущих для флейты, и современных исполнителей?
Александра Зверева: Флейтовый репертуар часто бывает недооценён, но на самом деле он крайне обширен и разнообразен. Среди «звёздных» флейтовых композиторов в первую очередь хотелось бы выделить нашего известного соотечественника Владимира Николаевича Цыбина. Его вклад во флейтовый репертуар, обилие методической литературы вывели флейтовый уровень в России на новую ступень. Учитывая, что профессиональная школа игры на флейте берёт своё начало во Франции, естественно, что в нашем репертуаре значительное место отдаётся музыке французских композиторов. Среди них я бы выделила Поля Таффанеля, Филиппа Гобера, Габриэля Форе. И, конечно же, Баха – его музыка занимает, пожалуй, центральное место в мировом репертуаре всех инструментов. Не будь Баха, не было бы большого количества музыкальных шедевров, которые мы имеем на сегодняшний день.
Что касается исполнителей, я бы не брала на себя такой груз ответственности, утверждая точный список звёзд. И даже для меня самой в разные периоды моей жизни этот список видоизменяется. Но на сегодняшний день от себя лично могу сказать, что не представляю нынешний флейтовый мир без сэра Джеймса Голуэя, Эммануэля Паю, Венсана Люка, Филиппа Бернольда, Феликса Ренгли, Яноша Балинта и Ханса Удо Хайнцмана.
СПДМ: Что Вы считаете новым, модным в вашем направлении?
Александра Зверева: К счастью, в нашем деле такой термин как мода очень относителен. Бывают периоды, когда все поголовно начинают скупать различные приспособления для улучшения качества флейтового звучания, экспериментировать с инструментом, бывают моменты, когда музыка тех или иных композиторов начинает занимать главенствующее место в репертуаре флейтистов, когда исполнители начинают больше увлекаться современной музыкой с современными приёмами и т.д., но эта картина постоянно меняется, ведь несмотря на то, что первые археологические находки флейты датируются 35-40 тысячелетиями до нашей эры, наш инструмент в современном виде флейты Бёма ещё очень молод, ему нет и 200 лет. Поэтому мы ещё находимся в постоянном поиске, каждый выбирает свой собственный путь познания инструмента.
СПДМ: Флейта отличается от других духовых тем, что ответственность за звук нельзя переложить на «гаджеты»: трость или мундштук. Как Вы работаете со звуком, его оттенками?
Александра Зверева: Действительно, при игре на флейте нельзя переложить ответственность на трость или мундштук, и в этом большая прелесть нашего инструмента. Красочность тембров флейты целиком и полностью зависит от самого исполнителя, ведь звучим мы сами, а флейта помогает нам передать слушателю то, что мы хотим до него донести. Для того, чтобы стать профессиональным флейтистом, есть очень важный критерий – нужно стать единым целым организмом со своим инструментом. На пути к этой цели нужно чётко уяснить для себя два момента. Первый: музыкальное исполнительство – это не только творчество, это ещё и спорт, где ежедневно нужно уделять достаточное количество времени развитию каждой группы мышц, для нас это развитие губного аппарата, дыхательного и пальцевой техники. Второй: для достижения высоких результатов только лишь заниматься на инструменте недостаточно. Нужно постоянно всесторонне развиваться и не только в искусстве, но и в других видах деятельности. Если хочешь найти больше красок в звуке, ищи больше красок в жизни. Поэтому, отвечая на вопрос: как я работаю над качеством звука, – я всегда уделяю достаточное количество времени инструктивному материалу для флейты, очень люблю играть упражнения, для меня это своего рода медитация, и постоянно нахожусь в процессе саморазвития в самых различных областях!
СПДМ: Чем Вас в детстве привлекла флейта?
Александра Зверева: У меня нет красивой романтической истории о том, как флейта выбрала меня, а я флейту. На порог детской музыкальной школы имени Глинки в Екатеринбурге я ступила с единственной целью – научиться играть на гитаре. Но оказалось, что преподаватель по классу гитары уволился незадолго до моего прихода. Мне предложили пойти учиться в класс флейты, и я согласилась исключительно ради любопытства. Мне очень повезло, что на протяжении всего моего творческого пути меня вели талантливые педагоги: Ольга Игоревна Кожевникова в музыкальной школе, Александр Владимирович Голованов в Уральском музыкальном колледже и Александр Михайлович Голышев в консерватории.
Атмосфера музыкальной школы вкупе с профессионализмом моих преподавателей породили во мне любовь к музыке, но далеко не сразу, скорее это имело накопительный эффект, ведь занимаясь на флейте с 7 лет, сделать это своей будущей профессией я решила лишь в возрасте 13 лет. В первые годы обучения мне больше нравилось участвовать в конкурсах, потому что на этом поприще в детстве я всегда одерживала победы, но в целом, как и многие дети, я больше хотела бегать и гулять, чем просиживать часами с инструментом. Но как же тогда я стала профессиональным музыкантом? В этом большая заслуга моих дорогих родителей. Диана и Евгений Зверевы - они не музыканты. Ещё с раннего детства они научили меня самодисциплине, научили тому, что есть слово «надо» и существует чёткое разграничение труда и отдыха, но при этом они никогда сильно на меня не давили и не заставляли заниматься музыкой профессионально. Но коль уж я училась в музыкальной школе, то должна была делать своё дело на очень хорошем уровне с большой самоотдачей. Поэтому, я могу с уверенностью сказать, что у меня было и счастливое детство, и не были потеряны те драгоценные детские кропотливые часы занятий, закладывающие базу на всю жизнь. В какой-то момент все звёзды сошлись, и я, будучи ещё подростком, всем сердцем полюбила музыку и свой инструмент, и чувствую, как эта любовь до сих пор продолжает расти и крепнуть с каждым годом, что даёт мне понять – я на правильном пути.
СПДМ: Что значит для Вас свой стиль в исполнении? И нашли ли Вы его?
Александра Зверева: К счастью, музыке не нужны слова. Поэтому это самый искренний и честный вид искусства. Когда мы пытаемся облечь свои внутренние переживания в слова или же выразить их через рисунок на бумаге, к примеру, то какие-то грани эмоций теряются, и может исчезнуть первоначальная глубина. В музыке такого быть не может. Именно поэтому мне не хотелось бы сейчас в словесной форме рассуждать о своём стиле исполнения, о нём гораздо больше и глубже расскажет моё творчество. Могу лишь сказать, что пару лет назад я осознала и нашла внутри себя чёткую форму того самого стиля, к которому стремлюсь и буду стремиться всю жизнь, ведь это бесконечный процесс, тем он интересен и увлекателен. Но я уже абсолютно точно и чётко знаю, куда я иду и зачем.
СПДМ: Стиль каких музыкантов Вам ближе всего?
Александра Зверева: Я много и часто слушаю музыку самых разных жанров. Для меня никогда не были важными критериями «флейтизм», «пианизм» и т.д. Есть хорошая музыка, есть хорошие музыканты, остальное второстепенно. На сегодняшний день мне близок стиль исполнения и творческого мировоззрения таких музыкантов, как Эммануэль Паю, Якуб Орлинский, Юрий Башмет, Борис Березовский, Мартин Фрост, Альбрехт Майер, Николай Луганский, Михаил Плетнёв, Герберт фон Караян и другие. Этот список может ежедневно претерпевать некоторые изменения, но перечисленные выше люди всегда занимают в нём центральное место. В каждом музыкальном стиле, каждом жанре, да и в целом в разных направлениях искусства у меня существует «могучая кучка» творцов, которые очень мне близки по духу. К сожалению, не хватит времени, чтобы рассказать обо всех и уделить каждому должное внимание.
СПДМ: В каком сочетании тембров, на Ваш взгляд, флейта звучит наиболее ярко, гармонично? С каким инструментом ей приятнее всего «вести диалог»?
Александра Зверева: Я, как истинный преданный служитель своего инструмента, считаю флейту абсолютно прекрасной и универсальной, ведь вступая в диалог с совершенно любым инструментом, мы можем услышать музыку необыкновенной красоты. Я постоянно принимаю участие в камерных проектах и играю в самых разных составах, мне нравится искать новые тембральные краски, интересные звучания и исполнять музыку наравне с другими инструменталистами, создавать прекрасное совместными усилиями. Но, пожалуй, пальму первенства я отдала бы здесь дуэту флейты и виолончели. Несколько лет назад у меня сложился дуэт с прекрасным виолончелистом, Заслуженным артистом РФ Алексеем Найдёновым. Для данного состава существует объёмный оригинальный репертуар, а также для нас всегда делает переложения любой другой музыки талантливый молодой композитор Андрей Артёмов. Слияние флейты и виолончели может давать совершенно непредсказуемые интересные краски, что в свою очередь даёт нам широкий простор для творчества.
СПДМ: В концерте Дома музыки «Вечера в Английском зале» 16 мая Вы будете исполнять и Баха, и сочинения композиторов 20-го века, и совсем современную транскрипцию Дениса Бурякова. Что, на Ваш взгляд, каждый век привнес значительного во флейтовый репертуар?
Александра Зверева: Каждая эпоха подарила нам большое количество произведений, значительно обогатив наш репертуар. И в каждой эпохе есть определённый набор тех произведений, которые составляют центральный пласт нашего репертуара. Создание таких шедевров подвигло прочих композиторов эпох обратить более пристальное внимание на наш инструмент, а обогащение репертуара дало толчок и мотивацию к совершенствованию исполнительского уровня флейтистов. Учитывая, что сегодня в современной музыке большое значение уделяется нашему инструменту, нас ждёт ещё долгий и интересный путь совершенствования.
СПДМ: Ваше отношение к переложениям для флейты мирового репертуара?
Александра Зверева: Я не просто положительно отношусь к переложениям, но считаю их необходимыми, особенно в образовательных целях. Ведь формирование профессионального музыканта – это гигантский комплекс, в который обязательно должно входить изучение мировых шедевров музыки, и здесь неважно, на каком инструменте ты играешь, важно узнать изнутри эти великие шедевры, понять, прочувствовать, почему именно эти произведения являются золотым репертуаром, ведь многому можно научиться у самой музыки. Другой вопрос заключается в том, что некоторые произведения невозможно качественно сыграть в варианте переложения, а какая-то музыка просто «не звучит» не в оригинале, но тут дело вкуса, и многое зависит от профессионализма и таланта исполнителя.
СПДМ: Есть ли у флейтистов «корпоративные» суеверия? Табу? Приметы?
Александра Зверева: Ваш вопрос застал меня врасплох, а отсутствие чёткого ответа на него заставляет усомниться – истинный ли я представитель своего цеха? Но я, конечно же, шучу. На своём опыте не припомню каких-либо ритуальных действий, совершающихся в обязательном порядке каждым флейтистом. Всё индивидуально. Одни верят в то, что, если на репетиции звучит не очень хорошо, значит, на концерте будет звучать прекрасно. Другие считают, что в день концерта желательно питаться не тяжёлой пищей, дабы не перегрузить свой организм. Третьи пьют перед выступлением кофе, четвёртые активно занимаются спортом утром в день концерта и т.д. Что касается меня, я предпочитаю за день до концерта дать отдых своей голове и мышцам, чтобы на следующий день они были в тонусе, а в день выступления после разыгрывания на инструменте почитать книгу, чтобы «настроить» концентрацию и успокоиться душой. При этом, если по какому-либо стечению обстоятельств я не могу осуществить задуманный план, и всё идёт не так гладко, как мне хотелось бы, я вовсе не переживаю. Профессиональный музыкант не должен давать внешним факторам влиять на уровень своего исполнения и качество отдачи на сцене, ибо как поётся в известной песне группы Queen: «Show must go on», несмотря ни на что!
Интервью подготовила Татьяна Михайлова