17 и 29 ноября. Камерные шедевры для арфы и флейты. Фортепианные пьесы Рахманинова. В ударной технике: от Баха до маримбы
17 ноября (в пятницу) и 29 ноября (в среду) Санкт-Петербургский Дом музыки под руководством Народного артиста России Сергея Ролдугина приглашает на концерты цикла «Вечера в Английском зале». В историческом зале Алексеевского дворца – Дома музыки (наб.Мойки, 122) выступят лауреаты международных конкурсов Екатерина Дворецкая (арфа), Александра Зверева (флейта), Роман Соснин (фортепиано) и Андрей Тарануха (ударные инструменты). Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова.
17 ноября (в пятницу) в 19.00 программу вечера откроет сочинение французского арфиста-виртуоза и композитора XIX века Николя Бокса, известного в свое время не только благодаря музыкальному таланту, но и эксцентричному поведению и авантюрному характеру, что привело в результате к проблемам с законом. Прозвучит его Рондо «Zitti, Zitti» на темы трио из оперы Россини «Севильский Цирюльник» в современном переложении Изабель Моретти для арфы соло. Затем будет исполнена Соната для арфы соло (1957) пианистки и композитора Жермен Тайфер – единственной женщины знаменитого французского творческого союза композиторов начала ХХ века «Шестёрка». Восхитительный музыкальный пейзаж, посвященный Петербургу – лирическая «Баркарола» из цикла «Времена года» Чайковского – прозвучит в переложении для арфы соло Ксении Эрдели. Современный арфовый репертуар трудно представить без произведений выдающегося американского арфиста и композитора ХХ века Карлоса Сальседо, который ввел в обиход множество новых приемов исполнения, ставших сегодня универсальными. В программе прозвучит его Баллада для арфы соло. Солистка – лауреат международных конкурсов Екатерина Дворецкая (арфа).
Флейтовый блок вечера откроет Фантазия для флейты и фортепиано – одно из самых популярных сочинений французского флейтиста и композитора Филиппа Гобера. Свободная одночастная композиция, написанная в 1912 году, соединяет в себе и энергию движения, и безмятежное созерцание, и лирическую задумчивость. Большое адажио из второго акта балета Глазунова «Раймонда» – восхитительный любовный дуэт, полный чувства и прекрасных мелодий – прозвучит в переложении для флейты и фортепиано Елены Серовой. Затем будет исполнена Сонатина для флейты и фортепиано французского пианиста и композитора Пьера Санкана. Эта камерная миниатюра, написанная в 1946 году, стала одним из самых популярных сочинений композитора. Следом прозвучит совсем новое сочинение, созданное в этом году, «Jazz(less)» для флейты соло молодого композитора Анастасии Хорошиловой. Виртуозность и изящество – в Сонате для флейты и фортепиано ре мажор Прокофьева, написанной в 1943 году, вопреки военному времени, «в светлых и прозрачных классических тонах». В финале вечера прозвучит один из самых знаменитых и любимых оперных номеров, образец мелодической красоты и волнующей искренности – Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Переложение для флейты и фортепиано Гая Браунштейна. Произведения исполнит лауреат международных конкурсов Александра Зверева (флейта). Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова.
Александра Зверева (флейта), 26 лет – выпускница Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Народного артиста России, профессора Александра Голышева), с 2021 года – ассистент стажер в классе того же педагога. С 2019 года – артистка Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Юрия Башмета. Лауреат II премии Международного конкурса флейтистов им. Доменико Чимароза (Италия, 2019). Лауреат II премии III Всероссийского музыкального конкурса (Москва, 2020). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2013 года.
Екатерина Дворецкая (арфа), 20 лет – студентка Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (класс Заслуженной артистки РФ, доцента Елены Ильинской). Победительница XV Международного конкурса молодых музыкантов в номинации «Струнные инструменты» (Москва,2019). Лауреат V Международного конкурса музыкантов-исполнителей «Классическая Академия» (Москва,2020). Лауреат 21 Израильского арфового международного конкурса (2022). Стипендиат Фонда В. Спивакова, фонда «Новые Имена» (2019). Участница программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2020 года.
29 ноября (в среду) в 19.00 программу концерта откроют Этюды-картины Рахманинова. В год 150-летия композитора его сочинения занимают особое место в программах Дома музыки. Фортепианные этюды Рахманинова выходят далеко за рамки жанра. Из виртуозно-технических пьес он превратил их в высокохудожественные полотна. Этюды, объединенные в циклы, не связаны единой идеей, они рождают череду ярких образов, раскрывают широкий диапазон человеческих переживаний. В концерте прозвучат Этюды-картины Ор. 33: №2 до мажор, с характерным ритмическим рисунком; драматичный №3 до минор; №5 ре минор, рождающий чувство тревоги; атмосферно-праздничный №7 ми-бемоль мажор. Сборник из десяти прелюдий ор.23 вместе с ор.32 из тринадцати пьес и Прелюдией ор.3 создают законченный рахманиновский цикл из двадцати четырех пьес во всех мажорных и минорных тональностях. Сначала прозвучат прелюдии из ор.32: поэтичная №5 соль мажор и суровая, скорбная №10 си минор. Затем – прелюдии из ор.23: №5 соль минор – с четким ритмическим рисунком, №6 ми-бемоль мажор – светлая, воодушевленная и №7 до минор – этюдного характера, подчеркнутого непрерывным моторным движением. Фортепианную часть концерта завершит Adagio из балета Чайковского «Спящая красавица». Концертная обработка этого номера для фортепиано выполнена выдающимся пианистом Михаилом Плетневым. Сочинения исполнит лауреат международных конкурсов, пианист Роман Соснин.
Продолжение вечера будет по-настоящему ударным. На сцене малые барабаны и маримба. Композицию Asventuras» для малого барабана соло написал современный композитор Алексей Герасимец. Выбор названия он объясняет тем, что оно созвучно слову adventure (приключение), а время, потраченное им на эксперименты со всевозможными звуками и эффектами на малом барабане, он тоже считает приключением, или даже авантюрой. Сюита для лютни ми минор, состоящая из 6 частей, была написана Бахом между 1708 и 1717 годами. Бытует мнение: поскольку пьеса была написана в ми миноре, она была не вполне совместима с барочной лютней, настроенной на ре минор. Возможно, поэтому инструменталисты так смело адаптируют эту восхитительную музыку под свои инструменты. В концерте будет исполнена шестая часть Сюиты – Жига в переложении для маримбы соло. Затем прозвучат «Velocities (Moto Perpetuo)» для маримбы соло американского композитора Джозефа Швантнера и Токката до-диез минор для маримбы соло польского композитора Анны Игнатович-Глинска. В финале вечера – эксцентричная композиция «Le Corps à Corps» для зарба греческого композитора Жоржа Апергиса. Произведения исполнит лауреат международных конкурсов Андрей Тарануха (ударные инструменты).
Андрей Тарануха (ударные инструменты), 18 лет – учащийся Лицея Искусств «Санкт-Петербург» (класс Заслуженного работника культуры РФ Бориса Эстрина). Лауреат I премии II Международного конкурса молодых музыкантов «Art-Premium Awards» (Санкт-Петербург, 2016). Лауреат I премии Международного конкурса-фестиваля «DrumsFest Russia» (Москва, 2016). Победитель IV Международного конкурса исполнителей на ударных инструментах (Санкт-Петербург, 2022).
Роман Соснин (фортепиано), 20 лет - студент Музыкального училища им. Гнесиных при Российской Академии Музыки (класс Заслуженного артиста России, профессора Юрия Богданова). Победитель I Международного конкурса молодых пианистов им. С.В. Рахманинова (Москва, 2018). Победитель (Золотая медаль) XX Молодежных Дельфийских игр России (Пермь, 2021). Стипендиат фонда «Новые классики», фонда В. Спивакова (2018). Лауреат I премии и обладатель спецприза – именной стипендии Р.К. Щедрина на Всероссийском конкурсе композиторов «Крейцерова соната» (Москва, 2018). Участник программ Санкт-Петербургского Дома музыки с 2019 года.
17 и 29 ноября 2023 г. Начало концертов в 19.00
Санкт-Петербург. Наб.Мойки, 122. Английский зал Дома музыки
Стоимость билетов: 400-700 руб.
Телефон кассы: +7 (812) 400-1-400
Аудитория: 12+
«Вечера в Английском зале» – цикл камерных концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, который проходит с 2011 года на родной сцене – в жемчужине Алексеевского дворца – Английском зале. Благодаря обильной лепке и резьбе по дереву, украшающим зал, он отличается превосходной акустикой. Для выступлений в цикле приглашаются успешные молодые солисты – участники программ Дома музыки, а также выдающиеся артисты России и всего мира.
Санкт-Петербургский Дом музыки — федеральное учреждение культуры, созданное в 2006 году с целью подготовки российских молодых музыкантов к международным конкурсам и фестивалям. Занимает дворец Великого князя Алексея Александровича на Мойке, 122.
Художественный руководитель — известный виолончелист, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин.
Информация: www.spdm.ru +7 (812) 702-60-96