04
октября
Пятница
19:00
2024
Стоимость билетов:
700 - 1500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

И.С. Бах (1685-1750).
​Соната для скрипки и фортепиано соль минор BWV 1020
(исполняется на флейте)

Р. Шуман (1810-1856).
Три романса для гобоя и фортепиано ор.94
(исполняется на флейте)

Ж. Ю (1858-1948).
Фантазия для флейты и фортепиано соль минор (1913)

Ж. Ибер (1890-1962).
Две интерлюдии для флейты, скрипки и фортепиано (1946) 
(исполняется на двух флейтах)
Партия второй флейты –
солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачев

II отделение

М. Маре (1656-1728).
Вариации на тему испанской фолии для виолы да гамба (1701)
(исполняется на флейте)

П. Таффанель (1844-1908).
Andante Pastoral et Scherzettino для флейты и фортепиано (1907)

О. Тактакишвили (1924-1989).
Соната для флейты и фортепиано до мажор (1968)

Солист – Профессор Парижской Высшей Национальной консерватории, солист Оркестра Парижа
Венсан Люка (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

Пресс-релиз

IN ENGLISH

О программе концерта

Соната соль минор BWV 1020, созданная И. С. Бахом предположительно в 1734 году, остается одним из самых популярных сочинений композитора. В разное время были сделаны его переложения для разных инструментов, в которых произведение приобретает новые оттенки. Авторская рукопись сочинения не сохранилась, что стало причиной указания данного сочинения некоторыми исследователями одному из сыновей великого музыканта. Но многие особенности Сонаты позволяют усмотреть в ней творение именно И.С. Баха, отражающее его увлечение музыкой Антонио Вивальди (1678-1741). Соната близка по характеру итальянской традиции: выразительное Allegro moderato (темп проставлен редакторами сочинения) сменяется плавным Adagio, построенном на нежной, ниспадающей теме. Финал Allegro отличается острым ритмом с характерной синкопой, придающей стремительной теме оттенок скерцозности.
 
Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в ля мажоре), словно подчеркивая их единство. В 1853 году было сделано переложение сочинения для виолончели (здесь инструмент играет на октаву ниже, чем в партии гобоя), и звучание приобрело более задушевный, почти интимный оттенок.
 
Жорж Адольф Ю (Georges Adolphe Hüe) – известный французский композитор, обучение музыке которого началось в детстве по рекомендации Шарля Гуно. Жорж Ю. – автор шести опер, с успехом шедших на парижских сценах, музыки ко многим спектаклям, а также вокальных сочинений, где он зарекомендовал себя как подлинный продолжатель национальных традиций. Фантазия для флейты и фортепиано соль минор стала одним из самых известных опусов композитора. Оно было написано в 1913 году как конкурсное сочинение в Парижской консерватории и посвящено Жоржем Ю своему другу, профессору Адольфу Энбену (1862–1914). Масштабная композиция поражает сменой настроений, разнообразием смысловых оттенков, интонационным и ритмическим богатством.
 
Жак Ибер – известный французский композитор первой половины ХХ века, воспитанник Парижской консерватории, крупнейший музыкально–общественный деятель, представитель неоклассицизма завоевал популярность как автор сочинений в самых разнообразных жанрах, написанных в том числе в творческом сотрудничестве с Ф. И. Шаляпиным (музыка к кинофильму «Дон-Кихот»), А. Онеггером, с которым вместе учился в консерватории (опера «Малютки Кардиналь»). Ибер создавал оперы и балеты, оркестровые и хоровые сочинения, музыку к кинофильмам и многое другое. Искусство Ибера характерно для французской школы; в своих сочинениях он предстает изящным, остроумным, с легкостью соединяющим черты классического и демократического звучания, выступая то серьезным, то насмешливым, то изысканным мастером. Две интерлюдии Жак Ибер написал для театрального спектакля «Соблазнитель» по пьесе Сюзанны Лилар, основанной на легенде о Дон Жуане. Интерлюдии Ж. Ибера соединены по принципу контраста, где первая Andante espressivo выдержана в ритме менуэта с чертами стилизации старинного танца. Вторая интерлюдия Allegro vivo построена в ритме испанского танца с характерными «страстными» интонациями и терпкими гармоническими оборотами. В пьесе обращает на себя внимание экспрессивная мелодика, передающая тончайшие оттенки человеческого чувства.
 
Фолия — мелодия испано-португальского происхождения — является одной из ранних, известных в европейской музыке тем, начиная с XV века. Она была положена в основу сочинений многими композиторами — А. Вивальди, Н. Паганини, С. В. Рахманиновым. Французский композитор и исполнитель на виоле да гамба Марен Маре, автор более 600 произведений для этого инструмента, создал серию вариаций на данную тему. Они завершают Первую сюиту композитора из 20 номеров, впервые опубликованную в 1701 году, где Маре раскрывает богатые возможности инструментальной барочной традиции.
 
Поль Таффанель — известный французский флейтист и дирижер второй половины XIX – начала XX века, основатель Парижского «Общества камерной музыки для духовых инструментов». В составе камерных ансамблей он совершил ряд концертных поездок, сопровождая, в частности, К. Сен–Санса во время его гастролей в Петербурге в 1887 году. С Таффанелем встречался П. И. Чайковский, высоко ценивший исполнительское мастерство флейтиста. Таффанелем создавались разножанровые произведения для ансамбля духовых инструментов, например, Большая фантазия, Фантазия на темы из оперы К.-М. Вебера «Вольный стрелок» и другие. Диптих Andante Pastoral et Scherzettino Таффанель также написал как конкурсное сочинение в Парижской консерватории, оно было включено в программу конкурса. Соединяющее две контрастные пьесы – нежное пасторальное Andante и небольшое динамичное Scherzettino, произведение, технически довольно сложное, привлекает выразительностью звучания. Свой опус Таффанель посвятил известному флейтисту и композитору Филиппу Гоберу (1879–1941).
 
Отар Тактакишвили — замечательный грузинский композитор, активно работавший в музыкально-театральных и симфонических жанрах, был известен и как автор инструментальных сочинений, в которых активно обозначено национальное начало. Богатейший фольклор Грузии, представленный песенными, танцевальными, инструментальными напевами, определяет особенности трактовки традиционных жанров в творчестве композитора. Соната для флейты и фортепиано, написанная Тактакишвили в 1960 году, сохраняя внешне форму сонатного цикла  (I. Allegro cantabile. II. Moderato con moto. III. Allegro scherzando), в реальном звучании напоминает в большей степени сюиту, где последовательно раскрываются образы и ситуации, характерные для жизни Грузии.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин