700 - 1500 руб.
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
И.С. Бах (1685-1750).
Соната для скрипки и фортепиано соль минор BWV 1020
(исполняется на флейте)
Р. Шуман (1810-1856).
Три романса для гобоя и фортепиано ор.94
(исполняется на флейте)
Ж. Ю (1858-1948).
Фантазия для флейты и фортепиано соль минор (1913)
Ж. Ибер (1890-1962).
Две интерлюдии для флейты, скрипки и фортепиано (1946)
(исполняется на двух флейтах)
Партия второй флейты –
солист оркестра Мариинского театра Денис Лупачев
М. Маре (1656-1728).
Вариации на тему испанской фолии для виолы да гамба (1701)
(исполняется на флейте)
П. Таффанель (1844-1908).
Andante Pastoral et Scherzettino для флейты и фортепиано (1907)
О. Тактакишвили (1924-1989).
Соната для флейты и фортепиано до мажор (1968)
Венсан Люка (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
О программе концерта
Соната соль минор BWV 1020, созданная И. С. Бахом предположительно в 1734 году, остается одним из самых популярных сочинений композитора. В разное время были сделаны его переложения для разных инструментов, в которых произведение приобретает новые оттенки. Авторская рукопись сочинения не сохранилась, что стало причиной указания данного сочинения некоторыми исследователями одному из сыновей великого музыканта. Но многие особенности Сонаты позволяют усмотреть в ней творение именно И.С. Баха, отражающее его увлечение музыкой Антонио Вивальди (1678-1741). Соната близка по характеру итальянской традиции: выразительное Allegro moderato (темп проставлен редакторами сочинения) сменяется плавным Adagio, построенном на нежной, ниспадающей теме. Финал Allegro отличается острым ритмом с характерной синкопой, придающей стремительной теме оттенок скерцозности.
Три романса для гобоя и фортепиано оp. 94 были написаны Робертом Шуманом в качестве рождественского подарка его супруге Кларе Шуман в декабре 1849 года. Жанровое определение пьес («романсы») изначально подчеркнуло их лирическую образную сферу, где преобладают элегические настроения и лишь изредка вторгаются драматические нотки. Композитор тонально объединил романсы (крайние пьесы написаны в ля миноре, центральная — в ля мажоре), словно подчеркивая их единство. В 1853 году было сделано переложение сочинения для виолончели (здесь инструмент играет на октаву ниже, чем в партии гобоя), и звучание приобрело более задушевный, почти интимный оттенок.
Жорж Адольф Ю (Georges Adolphe Hüe) – известный французский композитор, обучение музыке которого началось в детстве по рекомендации Шарля Гуно. Жорж Ю. – автор шести опер, с успехом шедших на парижских сценах, музыки ко многим спектаклям, а также вокальных сочинений, где он зарекомендовал себя как подлинный продолжатель национальных традиций. Фантазия для флейты и фортепиано соль минор стала одним из самых известных опусов композитора. Оно было написано в 1913 году как конкурсное сочинение в Парижской консерватории и посвящено Жоржем Ю своему другу, профессору Адольфу Энбену (1862–1914). Масштабная композиция поражает сменой настроений, разнообразием смысловых оттенков, интонационным и ритмическим богатством.
Жак Ибер – известный французский композитор первой половины ХХ века, воспитанник Парижской консерватории, крупнейший музыкально–общественный деятель, представитель неоклассицизма завоевал популярность как автор сочинений в самых разнообразных жанрах, написанных в том числе в творческом сотрудничестве с Ф. И. Шаляпиным (музыка к кинофильму «Дон-Кихот»), А. Онеггером, с которым вместе учился в консерватории (опера «Малютки Кардиналь»). Ибер создавал оперы и балеты, оркестровые и хоровые сочинения, музыку к кинофильмам и многое другое. Искусство Ибера характерно для французской школы; в своих сочинениях он предстает изящным, остроумным, с легкостью соединяющим черты классического и демократического звучания, выступая то серьезным, то насмешливым, то изысканным мастером. Две интерлюдии Жак Ибер написал для театрального спектакля «Соблазнитель» по пьесе Сюзанны Лилар, основанной на легенде о Дон Жуане. Интерлюдии Ж. Ибера соединены по принципу контраста, где первая Andante espressivo выдержана в ритме менуэта с чертами стилизации старинного танца. Вторая интерлюдия Allegro vivo построена в ритме испанского танца с характерными «страстными» интонациями и терпкими гармоническими оборотами. В пьесе обращает на себя внимание экспрессивная мелодика, передающая тончайшие оттенки человеческого чувства.
Фолия — мелодия испано-португальского происхождения — является одной из ранних, известных в европейской музыке тем, начиная с XV века. Она была положена в основу сочинений многими композиторами — А. Вивальди, Н. Паганини, С. В. Рахманиновым. Французский композитор и исполнитель на виоле да гамба Марен Маре, автор более 600 произведений для этого инструмента, создал серию вариаций на данную тему. Они завершают Первую сюиту композитора из 20 номеров, впервые опубликованную в 1701 году, где Маре раскрывает богатые возможности инструментальной барочной традиции.
Поль Таффанель — известный французский флейтист и дирижер второй половины XIX – начала XX века, основатель Парижского «Общества камерной музыки для духовых инструментов». В составе камерных ансамблей он совершил ряд концертных поездок, сопровождая, в частности, К. Сен–Санса во время его гастролей в Петербурге в 1887 году. С Таффанелем встречался П. И. Чайковский, высоко ценивший исполнительское мастерство флейтиста. Таффанелем создавались разножанровые произведения для ансамбля духовых инструментов, например, Большая фантазия, Фантазия на темы из оперы К.-М. Вебера «Вольный стрелок» и другие. Диптих Andante Pastoral et Scherzettino Таффанель также написал как конкурсное сочинение в Парижской консерватории, оно было включено в программу конкурса. Соединяющее две контрастные пьесы – нежное пасторальное Andante и небольшое динамичное Scherzettino, произведение, технически довольно сложное, привлекает выразительностью звучания. Свой опус Таффанель посвятил известному флейтисту и композитору Филиппу Гоберу (1879–1941).
Отар Тактакишвили — замечательный грузинский композитор, активно работавший в музыкально-театральных и симфонических жанрах, был известен и как автор инструментальных сочинений, в которых активно обозначено национальное начало. Богатейший фольклор Грузии, представленный песенными, танцевальными, инструментальными напевами, определяет особенности трактовки традиционных жанров в творчестве композитора. Соната для флейты и фортепиано, написанная Тактакишвили в 1960 году, сохраняя внешне форму сонатного цикла (I. Allegro cantabile. II. Moderato con moto. III. Allegro scherzando), в реальном звучании напоминает в большей степени сюиту, где последовательно раскрываются образы и ситуации, характерные для жизни Грузии.
Проф. З.М. Гусейнова
Правила посещения концерта
1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе. |
|
2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб. |
|
3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе. |
|
4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе. |
|
5. Дети до 12 лет не допускаются. |
|
6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете. |
|
7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны. |
|
8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки. |
|
9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. |
|
10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества. |
Справки по телефону: (812) 702-60-96.
Кассы и билеты
Билеты можно приобрести в кассах:
- Алексеевского дворца
- В интернет-кассе KASSIR.RU
- В билетных кассах KASSIR.RU на всех станциях метро
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин