СМОТРЕТЬ ОНЛАЙН
ссылка будет доступна 12 июня, 19.00
Ко Дню России
А. Лядов(1855-1914) – М. Зейналов.
Прелюдия си минор из цикла «Три пьесы для фортепиано» op.11№1
(переложение для тромбона и фортепиано)
Владислав Щербаков (тромбон)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
П. Чайковский (1840-1893).
Юмористическое скерцо
из цикла «Шесть пьес для фортепиано» op.19№2
Евгений Савельев (фортепиано)
Н. Метнер (1880-1951). Русская сказка фа минор
из цикла «Три сказки для фортепиано» op.42№1
Тимофей Доля (фортепиано)
П. Чайковский (1840-1893).
Вальс-скерцо для скрипки и фортепиано op.34
П. Чайковский (1840-1893). – Ф. Лауб.
Сентиментальный вальс из цикла «Шесть пьес для фортепиано» op.51№6
(переложение для скрипки и фортепиано)
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
С. Кусевицкий (1874–1951).
Юмореска для контрабаса и фортепиано ля мажор op.4
Арсений Газизов (контрабас)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Андрей Телков
Ж. Металлиди (1934-2019). Баллада для флейты и фортепиано ля минор (2004)
Исполняет лауреат международных конкурсовЕлизавета Иванова (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Евгений Савельев
С. Танеев (1856-1915). Канцона для кларнета и фортепиано фа минор (1883)
Дмитрий Скородумов (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Тимофей Доля
П. Чайковский (1840-1893) – М. Плетнев.
Концертная сюита из балета «Щелкунчик»
I. Марш – II. Танец феи Драже – VII. Andante maestoso
Виталий Петров (фортепиано)
О программе концерта
Анатолий Константинович Лядов завоевал признание как мастер миниатюры, автор сочинений малых форм – симфонических и фортепианных. Особое место в творчестве композитора занимают прелюдии – лаконичные, яркие, образно богатые пьесы импровизационного характера. Цикл «Три пьесы для фортепиано» op.11, созданный в 1886 году, построен как последовательность прелюдии и двух мазурок. Красивая, с ритмически сложным плетением фортепианных линий, Прелюдия сохраняет свое изящество и в переложении для тромбона и фортепиано, выполненное отечественным музыкантом М.М. Зейналовым.
Фортепианные произведения занимают важное место в наследии П.И. Чайковского. В 1873 году композитор по просьбе своего друга, нотоиздателя П.И. Юргенсона создал тетрадь «Шесть пьес для фортепиано» ор.19, каждая из которых сопровождалась программным заголовком и посвящалась кому-либо из знакомых и друзей композитора. Одной из самых известных миниатюр оп.19 стало Юмористическое скерцо, посвященное Чайковским пианистке Вере Тимановой, которую считал, по его словам, «высоко-даровитой, замечательной артисткой». Яркая шутливая пьеса в стремительном темпе, Юмористическое скерцо во многом образно перекликается с другими опусами Чайковского – Вальсом-скерцо и Русским скерцо.
Блестящая концертная пьеса «Вальс-скерцо» (ор.34), написанная П.И. Чайковским в 1877 году, пользуется особой популярностью. Композитор посвятил ее своему ученику по консерватории скрипачу Иозефу Котеку. Яркий тематизм, виртуозная техника, бравурные пассажи, требующие от солиста блестящего владения инструментом – и при этом яркая образность, идущая от излюбленного композитором жанра вальса, отличают сочинение в целом. В средний раздел пьесы композитор вводит лирический эпизод, оттененный выразительными, драматически взволнованными интонациями.
В 1882 году П.И. Чайковский создает «Шесть пьес для фортепиано» ор.51 Цикл, включающий разнохарактерные миниатюры, формируется как последовательность танцев (кроме №5 Романс), где особое место отведено вальсам (пьесы № 1, 4, 6). Каждая из пьес цикла имеет посвящение. Пьеса №6 – это знаменитый «Сентиментальный вальс», который композитор посвятил француженке Эмме Гентон, гувернантке в одном знакомом композитору семействе. Но образ вальса не связан с Э. Гентон; это, скорее, собственные ощущения композитора, воспоминания о прошлом, покрытые флёром нежной чувствительности. Музыканты всего мира делали переложение «Сентиментального вальса» для разных инструментов, но самой популярной оказалась версия для скрипки и фортепиано, где нежный тембр скрипки добавил трепетности в звучание господствующей мелодии.
Сочинения для фортепиано занимают основное место в наследии Н.К. Метнера, именно здесь композитором созданы его лучшие произведения – крупные сочинения и миниатюры. Особое место занимают группа из 38 пьес, определяемых композитором как “Сказки”. Несмотря на то, что сказочная тема столь ярко представлена в русской музыке, собственно фортепианный жанр “сказка” в то время стал новым. Б.В. Асафьев писал о пьесах Метнера: «Это не сказки изобразительные, и не сказки, иллюстрирующие чьи-то приключения. Это сказки о своих переживаниях — о конфликтах внутренней жизни человека». Композитор создал пьесы драматичные, фантастические, скерцозные, объединяя их в циклы от двух до шести пьес. Три сказки ор.42 композитор создал в период 1921-24 годов. Первая пьеса из ор.42 носит название «Русская сказка», определяющая общий строй пьесы. Здесь представлены контрастные образы – от сурово-величественных до возвышенно-драматических. Композитор посвятил ор.42 известной художнице и певице А.И. Трояновской – своему большому другу.
Творчество Сергея Александровича Кусевицкого – русского дирижера и контрабасиста-виртуоза, принадлежит не только России, но и США, где он работал с 1920-х годов. Будучи тесно связанным со многими мировыми знаменитостями своего времени, он выступал как исполнитель сочинений выдающихся и начинающих музыкантов. В качестве автора Кусевицкий оставил, среди прочего, и ряд пьес для контрабаса, с которым было связано становление его как профессионального музыканта. Прекрасное знание возможностей инструмента, техническая виртуозность, интересное образное решение позволили сочинениям Кусевицкого войти в репертуар каждого контрабасиста. Среди сочинений музыканта, написанных в России, особенно привлекает небольшая, оптимистично-шутливая миниатюра «Юмореска», посвященная жене композитора Н.К. Кусевицкой.
Жанна Лазаревна Металлиди – композитор и педагог, автор многих музыкальных произведений, а также учебников и учебных пособий по сольфеджио и композиции. Ею созданы камерно-инструментальные и оркестровые сочинения, в том числе симфония, концерты для различных инструментов, камерные ансамбли. Среди них особую известность получили сочинения для флейты и фортепиано, в частности знаменитая «Баллада». Композитор выстраивает пьесу как эпическое повествование, нарушаемое в среднем разделе воинственной, драматической вспышкой, словно передающей звуки сражения.
Канцона для кларнета и струнного оркестра была написана известным композитором, учеником и другом П.И. Чайковского Сергеем Ивановичем Танеевым в 1883 году, когда музыкант еще только делал первые шаги на композиторском поприще. Канцона (в переводе с итальянского — песня) как самостоятельный жанр, первоначально вокальный, впоследствии стал также инструментальным, сохранив свою песенную природу и всегда опираясь на выразительную мелодию. Уже завоевав известность как композитор, С.И. Танеев еще раз обратится к этому жанру, создав романс на стихи Данте «Канцона XXXII». Канцона для кларнета представляет собой лирическую пьесу, где первая тема близка баркароле — песне венецианского гондольера, и она будет господствовать на протяжении всего произведения. Звучание кларнета, насыщенное разноплановыми виртуозно-техническими приемами, передает мельчайшие оттенки возвышенного чувства.
Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», впервые поставленный в 1892 году на сцене Мариинского театра, был и остается одним из самых блистательных сочинений мировой музыкальной культуры. Сказка Э.Т.А. Гофмана, перенесенная на сцену, стала символом победы добра и любви в старой как мир борьбе со злом, а волшебная музыка русского композитора обрекла ее на бессмертие. Незадолго до премьеры балета П.И. Чайковский создал Концертную сюиту «Щелкунчик» (она известна как ор. 71-а), предназначая ее для исполнения в симфонических концертах. Известный современный пианист и дирижер Михаил Плетнев, часто делающий обработки сочинений композитора, создал виртуозную Концертную сюиту для фортепиано, введя в нее несколько фрагментов балета. В программу сегодняшнего концерта включены следующие номера: 1. Марш. 2. Танец Феи Драже. 7. Andante maestoso (Па-де-де), каждый из которых хорошо известен любителям музыки П.И. Чайковского.
Профессор З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин