16
января
Четверг
19:00
2025
Стоимость билетов:
700 - 1500 руб.
Купить билет
Аудитория: 12+
Адрес зала:
Россия, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д.122
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (812) 400-1-400
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
сольный концерт
I отделение

Г.Ф. Гендель (1685-1759).
Соната для флейты и фортепиано ми минор HWV 379 

К. Сен-Санс (1835-1921).
Маленькая ода для флейты с оркестром ор.162

М. Равель (1875-1937) – А. Гаспаров.
Сонатина для фортепиано фа-диез минор M.40
(переложение для флейты и фортепиано)

II отделение

Г.Ф. Телеман (1681-1767).
Фантазия №10 для флейты соло фа-диез минор TWV 40:11

Г. Форе (1845-1924).
Фантазия для флейты и фортепиано op.79

П. Чайковский (1840-1893) – В. Глинский-Сафронов.
Мелодия из цикла «Воспоминания о дорогом месте»
для скрипки и фортепиано op.42 №3
(переложение для флейты и фортепиано)

Ф. Шуберт (1797-1828).
Соната для арпеджионе и фортепиано ля минор D.821
(исполняется на флейте)

Солист – Профессор Парижской Высшей Национальной консерватории, солист Оркестра Парижа
Венсан Люка (флейта)
Партия фортепиано – лауреат международных конкурсов Елена Серова

IN ENGLISH

О программе концерта

Имя выдающегося немецкого композитора Георга Фридриха Генделя связано в искусстве с эпохой барокко, отмеченной рождением важнейших музыкальных жанров. Гендель успешно создавал многочисленные оперы, хоровые, камерно-инструментальные произведения для разных составов, в том числе представлено более 10 сонат для флейты. Соната для флейты и фортепиано ми минор была написана композитором в 1720-е годы. Пятичастную композицию Гендель основывает на образно-темповом контрасте частей, начиная со спокойных, неторопливых  разделов и вводя быстрые в конце цикла (Larghetto – Andante – Largo – Allegro – Presto). Соната в полной мере соответствует стилю барокко, где каждая пьеса полна изящества, грациозности и непринужденной простоты.
 
Французский композитор Камиль Сен-Санс широко известен как автор оперных, симфонических, инструментальных произведений, отличавшихся исключительной зримостью образов, красотой мелодики, яркостью оркестровых красок, виртуозностью звучания. Весьма известный во Франции, Сен-Санс завоевал популярность также во многих странах Европы, в том числе и в России. Композитором написаны произведения для многих солирующих инструментов, в том числе Маленькая ода (по указанию автора — «Odelette») для флейты с оркестром, завершенная в 1920 году и посвященная известному флейтисту Франсуа Гэлларду (1881-1947). Одночастная пьеса решена автором в едином эмоциональном ключе, где солирующая флейта в диалоге с оркестром изливает тончайшие оттенки человеческого чувства.
 
Выдающийся представитель французского импрессионизма Морис Равель создал в 1905 году одно из самых популярных своих сочинений – Сонатину для фортепиано фа диез минор . Композитор избирает для прозведения традиционную трехчастную форму, обращаясь в качестве образца, в определенной мере, к камерным опусам Франсуа Куперена. Все части Сонатины (1. Modere. 2. Mouvement de menuet. 3. Anime) очень просты, изящны и изысканны. Пленительные темы, прозрачная фактура, отстраненность от проблем современности — все это рождает ощущение смеще́нности в времени, возможности хотя бы на краткий миг вернуть давно забытое.
 
Георг Филипп Телеман принадлежит к плеяде крупнейших представителей немецкой музыки эпохи барокко. Композитор и исполнитель, он дружески общался с семьей великого И. С. Баха. Многое из написанного Телеманом было известно его выдающемуся современнику и находило у него понимание и поддержку. Телеман был великолепным мастером полифонического письма, одновременно широко использовавшим в музыке гомофонно-гармонические приемы. Его сочинения опирались на темы фольклорных песен и танцев, они демонстрируют интересные приемы программности и звукоизобразительности. Перу Телемана принадлежит более 40 опер, множество кантат и ораторий, более 700 песен, около 170 концертов и ряд других сочинений. Особую популярность у слушателей получили инструментальные произведения Телемана, в первую очередь — его 12 Фантазий для флейты соло, созданные в 1733 году. Три миниатюрные части Фантазии № 10 образуют маленькую сюиту, где пьесы объединены тонально, но контрастны по настроению.
 
Французский композитор Габриэль Форе завоевал известность как один из ярких представителей национального искусства, ученик К. Сен-Санса, директор Парижской консерватории, автор сочинений для многих инструментов, наполненных изяществом, особой красотой и богатством звучания. К. Дебюсси называл его «мастером очарований». Форе был тесно связан с салоном Полины Виардо, где познакомился в свое время со многими деятелями русского искусства, в 1909 году он приезжал с концертами в Россию. Среди многочисленных сочинений композитора – Фантазия для флейты, характерный образец инструментального сочинения Форе. В нем сочетаются мягкая французская лирика и юмористическое отношение к окружающей действительности, темперамент уроженца Юга Франции и доброта мудрого философа, радующегося миру и воспринимающего его таким, каков он есть.
 
Скрипичная пьеса П.И. Чайковского «Мелодия» из цикла «Воспоминание о дорогом месте» (ор.42 № 3) создавалась в 1878 году в Браилове – имении Н. Ф. фон Мекк, близкого друга композитора. Цикл был написан, вероятно, по просьбе ученика Чайковского по консерватории, скрипача Иозефа Котека. Особую известность завоевала «Мелодия» – мягкая, лирическая миниатюра, построенная на выразительной, бесконечно льющейся теме, передающей богатые оттенки возвышенного чувства. Д. Д. Шостакович отмечал: «Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие». Пьеса существует в переложении для различных инструментов; известный флейтист В. И. Глинский-Сафронов аранжировал пьесу для флейты и фортепиано.
 
В 1824 году Францем Шубертом была написана Соната для арпеджионе и фортепиано. Арпеджионе — струнный смычковый инструмент, сконструированный в 1823 году, который часто называли «гитара-виолончель» или «гитара любви», поскольку он близок виолончели по размеру и способу игры, но, подобно гитаре, имеет шесть струн и лады на грифе. Связь с гитарой также подчеркивалась предназначением инструмента сопровождать лирические высказывания композиторов и исполнителей. Название инструмента, от которого вскоре в концертной практике отказались, стало использоваться как название музыкального произведения, а само оно звучало в переложении для разных инструментов — альта, виолончели, контрабаса, гитары, флейты и проч. В Сонате для арпеджионе и фортепиано Шуберт остается верен себе. Его творчество, в котором центральное место отведено песням, определило характер сочинений и других жанров. Песенными мелодиями, изящной лирикой отличаются все опусы композитора, и везде господствует романтическая, выразительная песенная тема. Возможно, поэтому в творчестве Шуберта преобладают спокойные темпы, развернутые изложения. Не случайно Р. Шуман говорил о «божественных длиннотах» в сочинениях своего собрата. Все эти черты отчетливо проявляются в Сонате. Три ее части (I. Allegro moderato; II. Adagio; III. Allegretto, где вторая часть непосредственно переходит в третью) раскрывают все богатство лирических настроений, выразительнейших мелодий, удивительных ансамблевых звучаний, всегда выделявших сочинения Шуберта среди других романтиков.

Проф. З.М. Гусейнова
 

Правила посещения концерта

1. Обязательно оставлять верхнюю одежду в гардеробе.

2. Обязательно оставлять объемные сумки, рюкзаки, портфели, шуршащие пакеты в гардеробе. Запрещено проносить с собой:аудио- , видео-, фотоаппаратуру, еду и напитки, музыкальные инструменты. В гардеробе есть камеры хранения, в которых можно оставить сумки и небольшие музыкальные инструменты. Крупные музыкальные инструменты в футлярах заносятся в гардероб.

3. Обязательно иметь при себе сменную обувь (в гардеробе имеются специальные мешки для уличной обуви) либо надеть на уличную обувь бахилы, бесплатно выдающиеся на входе.

4. Воздержаться от ношения обуви (в том числе в сменной) с каблуками - шпильками и металлическими набойками. На такую обувь необходимо надеть войлочные тапочки, которые выдаются при входе.

5. Дети до 12 лет не допускаются.

6. Для посетителей работает буфет. В зале и в фойе запрещается употреблять пищу и напитки, как принесённые с собой, так и приобретенные в буфете.

7. На время концерта необходимо выключить мобильные телефоны.

8. Запрещено курить в здании и на территории парадного двора Санкт-Петербургского Дома музыки. Место для курения - за оградой, на наб. реки Мойки.

9. Запрещено употребление спиртных напитков, применение наркотических или токсических веществ; нахождение в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

10. Запрещено проносить на территорию Санкт-Петербургского Дома музыки горючие, взрывоопасные и радиоактивные вещества.

Справки по телефону: (812) 702-60-96.

Кассы и билеты

Билеты можно приобрести в кассах:

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин