21
ноября
Воскресенье
17:00
2021
Стоимость билетов:
200-500 руб.
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Тольятти, ул. Победы, 42
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (8482) 22-26-00
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Ф. Девьен (1753-1803). Концерт №7 для флейты с оркестром ми минор

Солистка – лауреат международных конкурсов
Яна Четверикова (флейта)

А. Глазунов (1865-1936)
Концерт для альт-саксофона с оркестром ми-бемоль мажор op.109

Солист – лауреат международных конкурсов
Евгений Чекашов (саксофон)
II отделение

Л. ван Бетховен (1770-1827).
Концерт №4 для фортепиано с оркестром соль мажор ор.58

Солистка – лауреат международных конкурсов
Кристина Модич (фортепиано)

Симфонический оркестр Тольяттинской филармонии

Дирижер – Алим Шахмаметьев

IN ENGLISH

О программе концерта

Франсуа Девьен — известный французский композитор, флейтист и фаготист, много сделавший для воспитания национальной исполнительской школы. Несмотря на сравнительно недолгую жизнь, Ф. Девьен создал более десяти опер, около 300 оркестровых и инструментальных сочинений, в числе которых – 12 знаменитых концертов для флейты с оркестром, а также для других инструментов. Известность получили 25 квартетов, во многие из которых композитором включена флейта, она же представлена и в сочинениях других жанров. По своему стилю музыка Ф. Девьена очень близка творениям великого современника – В. А. Моцарта, поэтому композитора так и называли – «французский Моцарт». Необычайная моцартовская красота композиции, глубина и легкость звучания, мастерское выстраивание соотношения партий солиста и оркестра – все это в значительной степени определило особенности творений Ф. Девьена, в том числе Концерта для флейты с оркестром № 7, созданного в 1787 году. Но музыка французского композитора – не подражание Моцарту, а, скорее, развитие его принципов в характерном национальном стиле. Традиционные части (1. Allegro – 2. Adagio – 3. Rondo: Allegretto) воспринимаются как изящные зарисовки выразительных, разнохарактерных сцен «галантного» века.
 
Концерт для альт-саксофона и струнного оркестра ми-бемоль мажор Александра Глазунова написан композитором в последние годы (1931) – в период проживания его за границей. Концерт был посвящен Сигурду Рашеру – крупнейшему исполнителю на этом инструменте в XX веке. Академические сочинения для саксофона был сравнительно редким жанром в исполнительском искусстве, ко времени создания произведения А. К. Глазунова популярностью пользовалась лишь Рапсодия для саксофона с оркестром К. Дебюсси. Удачно найденные Глазуновым форма концерта, создание сбалансированного звучания, использование богатых возможностей нового для концертного репертуара инструмента определили успех сочинения, исполнение его всеми известными саксофонистами мира. Одночастная структура произведения включает несколько разделов (Allegro moderato – Andante sostenuto – Allegro), контрастных в образно-тематическом плане, где стремительные, динамичные эпизоды сопоставлены с медленными, распевными разделами. Альт-саксофон выполняет очень большую роль: сольная партия этого единственного в Концерте представителя группы духовых – сложнейшая, раскрывающая все возможности инструмента, оказывается способной «противостоять» яркому звучанию струнного оркестра. Выразительная сольная каденция, построенная на интонациях основных тем Концерта и звучащая в середине, становится его центром, его своеобразной кульминацией, отражающей новаторский характер сочинения в целом.
 
Жанр инструментального концерта обозначен в творчестве Л. ван Бетховена пятью концертами для фортепиано с оркестром, одним скрипичным концертом и тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано. Созданный в 1808 году, Четвертый концерт для фортепиано с оркестром был тогда же исполнен автором. Современный критик Рейхардт отметил «необычайную трудность» сочинения, исполнение же Бетховена он определил как «удивительное совершенство и предельную виртуозность». Это было последнее публичное выступление Бетховена в качестве пианиста: надвигавшаяся глухота заставила музыканта отказаться от концертных выступлений. Четвертый концерт выделяется среди других подчеркнутой лиричностью содержания, богатством тематизма, особой слитностью партий солиста и оркестра. Особенно выразительна первая часть (Allegro moderato), начинающаяся тихой звучностью партии солиста, словно устанавливающей особую атмосферу сочинения. Завершающая данную часть каденция солиста сохранилась в двух авторских версиях 1809 года, но многие последующие пианисты добавляли собственные каденции, в их числе – К. Шуман, Ф. Бузони и др. Образный строй второй части (Andante con moto) во многом продиктован художественным полотном, на котором изображен Орфей, усмиряющий фурийТретья часть (Rondo: vivace) создает атмосферу народного праздника, на протяжении которого господствует танцевальная стихия. Концерт посвящен архиепископу Рудольфу, покровителю Л. ван Бетховена.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин