Рождественский концерт
А.Дворжак (1841-1904).
«Лесная тишь» из цикла «Из Богемского леса»
для виолончели и фортепиано op.68 №5
Максим Акчурин (виолончель)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков
Т.Верхей (1848-1929). Andantino и Allegro
из Концерта №1 для флейты и фортепиано ре минор op. 43
Аделина Тазиева (флейта)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
Н.Паганини (1782-1840). Каприс №24 ля минор для скрипки соло op.1
Исполняет лауреат XVII Международного конкурса им. П.И. ЧайковскогоРавиль Ислямов (скрипка)
Ф. Шопен (1810-1849).
Баллада №4 для фортепиано фа минор op.52
Владислав Федоров (фортепиано)
Дж.Россини (1792-1868)
Интродукция, тема и вариации си-бемоль мажор для кларнета с оркестром
(переложение для кларнета и фортепиано)
Вазген Юсупов (кларнет)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Елена Серова
Ф.Лист (1811-1886) - Ф.Бузони - В.Горовиц
Мефисто-вальс №1, S.514
Александр Ключко (фортепиано)
Е. Хубаи (1858- 1937).
Фантазия на темы оперы Ж.Бизе "Кармен"
для скрипки и фортепиано op.3/3
Анна Савкина (скрипка)
Партия фортепиано лауреат международных конкурсов Алексей Шпаков
О программе концерта
Один из основоположников чешской национальной композиторской школы Антонин Дворжак, автор сочинений в разных жанрах, среди которых особую известность приобрели сочинения для виолончели, в том числе знаменитый Концерт и ряд самостоятельных пьес. В 1883 году композитор создает цикл «Из Богемского леса» для фортепианного дуэта, 6 пьес которого раскрывают впечатления композитора от бесконечно прекрасной природы края. Пятая пьеса цикла, трогательная «Лесная тишь» была впоследствии аранжирована автором для виолончели и фортепиано (1891) и для виолончели с оркестром (1893), что привнесло в музыкальное звучание новые оттенки.
Теодор Верхей – известный нидерландский композитор, выпускник консерватории в Гааге, позднее – педагог класса фортепиано в Школе музыки в Роттердаме. На Родине он известен как автор трех опер, фортепианного квинтета с духовыми инструментами, скрипичной сонаты, романсов, фортепианных пьес, а также ряда инструментальных опусов, из которых особую известность завоевали два флейтовых концерта. Концерт № 1 ре минор, созданный композитором на рубеже 19-20 веков, представляет собой небольшую одночастную композицию, в которой отчетливо выделяются три разнохарактерных раздела. Второй и третий разделы (II Andantino – III Allegro alla Zingarese), включенные в программу сегодняшнего концерта, контрастны по настроению, по музыкальному решению. Медленное Andantino – лирическая по звучанию, сдержанная пьеса, где все сосредоточено на солирующей флейте. Она сменяется зажигательным Allegro, решенным композитором «в цыганском стиле». Т. Верхей создает яркую картинку национальной пляски, построенной на чередовании контрастных эпизодов. Свое сочинение композитор посвятил известному нидерландскому флейтисту Ари ван Леувену (1875–1953), первому исполнителю Концерта.
Никколо Паганини, выдающийся итальянский скрипач и композитор, с юных лет начал карьеру виртуоза, одновременно создавая многочисленные сочинения для своего инструмента. К жанру каприса («каприччи» – от итальянского capricci) он обращается в 1801-1802 годах, сделав его одним из самых известных в скрипичном репертуаре. Созданные Паганини 24 каприса для скрипки соло и в наши дни остаются образцом высшей виртуозности, заложившим основы нового, романтического исполнительского стиля, в которых столь ярко проявились черты «дьявольского» искусства выдающегося мастера.
Прообразом Каприсов стал сборник концертов «Искусство скрипки» итальянского скрипача Пьетро Локателли, в котором внимание Паганини привлекли «Каприсы» — своеобразные виртуозные каденции для скрипки соло, написанные к первым и третьим частям каждого концерта. В них Локателли снял многие ограничения исполнительских позиций, дав тем самым возможность виртуозу проявить свои технические возможности. Эти принципы и продолжил Паганини в своих Каприсах, которые совершили переворот в области музыкального языка и исполнительства. Паганини добился предельной концентрации выразительности в сжатых построениях, спрессовывая художественный смысл в тугую пружину, что стало характерным для всего его творчества, в том числе и романтического исполнительского стиля. Контрасты тембров, регистров, звучаний, образных сопоставлений, ошеломляющее разнообразие эффектов свидетельствовали о нахождении Паганини собственного языка. Значение Каприсов для последующего развития европейской музыки трудно переоценить. В творчестве практически каждого композитора-современника и последователя претворялись традиции итальянского маэстро — напрямую, в развитии жанра каприса, в создании пьес, близких по образному решению. В сегодняшнем концерте прозвучит одна из самых известных пьес — Каприс №24. Сочинение построено как тема с 11 вариациями, завершающимися финалом. И сам Каприс, и его основная тема в дальнейшем подвергались многочисленным обработкам, вдохновляя Ф. Листа, И. Брамса, С.В. Рахманинова и других композиторов на создание собственных сочинений на тему Паганини.
Ф. Шопена закономерно считают одним из создателей жанра инструментальной баллады, возникшей как отзвук на выдающиеся поэтические творения И. Гете, Г. Гейне, А. Мицкевича. В написанных композитором в разные годы четырех балладах нет конкретной программы, но в них воплотился характерный для романтиков интерес к историческому прошлому, к фольклорным материалам, к элементам фантастики. Святослав Рихтер, выдающийся интерпретатор музыки Ф. Шопена, выразил свое отношение к сочинениям предельно кратко: «Четыре баллады — четыре неба».
Все баллады Ф. Шопена написаны в совершенно новых для музыкального искусства свободных формах. Одночастные по структуре, они соединяют в себе в то же время черты сонаты, вариаций и других жанров. Четвертая баллада фа минор, возникшая в 1842 году и посвященная 17-летней пианистке, красавице баронессе Шарлотте де Ротшильд, раскрывает столь значимые для композитора темы Польши, где сплетаются драматические и пейзажные образы, слышны интонации народных песен и танцев. Все это разворачивается перед слушателем в повествовательном ключе, словно давая возможность ощутить беспредельную красоту звуковой картины. Открывающее Балладу традиционное вступление — образ сказителя, из его темы-запева вырастает дальнейшее повествование, где настроения сменяют друг друга, создавая в целом волшебную и одновременно драматическую музыкальную картину.
Имя Джоаккино Россини в истории европейской музыки традиционно связывают с его лучшими образцами в жанре комической оперы, и блистательный «Севильский цирюльник», созданный в 1816 году, остается до наших дней одним из самых исполняемых сочинений. Все свои оперы Россини, как известно, написал за первые 20 лет творчества, последующие же почти 40 лет композитор почти ничего не создавал, лишь изредка обращаясь к инструментальным, хоровым и вокальным произведениям. «Оперный» же период деятельности ознаменовался у Россини созданием произведений и в других жанрах. Среди них выделяется Интродукция и тема с вариациями для кларнета с оркестром си-бемоль мажор. Это произведение написано в 1819 году. Оно в полной мере несет на себе отпечаток виртуозного стиля композитора: медленная Интродукция (Andante sostenuto) ассоциируется со вступлениями к операм; Тема (Аllegretto) предстает как сложная виртуозная ария, претерпевающая в вариациях многочисленные изменения и появляющаяся каждый раз в обновленном виде. Известным немецким кларнетистом Йостом Майклзом (его имя чаще произносится как Йост Михаэльс) в 1960 году было сделано переложение сочинения для кларнета и фортепиано.
Образы Мефистофеля и Фауста ярко представлены в творческом наследии Ференца Листа. Среди сочинений, посвященных этой теме, выделяются его «Фауст-симфония», Фортепианная соната си минор и три «Мефисто-вальса». Первый из них, написанный автором в 1860-х годах, первоначально создавался как оркестровая пьеса и образовывал вторую часть оркестрового диптиха «Два эпизода из “Фауста” Ленау» (Николаус Ленау – австрийский поэт-романтик первой половины XIX века). Первая часть — «Ночное шествие», не привлекла внимание слушателей, зато вторая часть «Танец в деревенском кабачке» («Мефисто-вальс») стала одним из самых известных в творчестве композитора, особенно в авторской фортепианной версии. В программе пьесы соединены два стихотворных фрагмента. Сначала слышен диалог Мефистофеля и Фауста у окна деревенского кабачка, где проходит веселая пирушка. Затем представлена сцена, где Фауст очарован местной девушкой. Мефистофель отбирает скрипку у деревенского музыканта, начинает играть — и все пускаются в пляс. Фауст, танцуя, увлекает за собой девушку. Звуки дьявольской скрипки преследуют их и в саду, и на лугу, и в лесу... Но музыка «Мефисто-вальса» не является иллюстрацией литературной программы, она рождается как самостоятельная, по театральному образная музыкальная сцена, способная передать не столько события, сколько их психологический и художественный смысл. Мефисто-вальс № 1 привлекал внимание многих выдающихся исполнителей, создававших редакции сочинения, в которое они привносили свое понимание музыкального образа и дополняли его новыми штрихами. В 1904 году крупнейший итальянский пианист и композитор Ферруччо Бузони осуществил редакцию пьесы, а много позже всемирно известный русско-американский пианист Владимир Горовиц, которого называли «Листом ХХ века», создал свою версию, обозначив собственное ви́дение бессмертного сочинения.
Е́нё Ху́баи фон Салатна — известный венгерский скрипач, композитор, педагог, ученик знаменитого виртуоза Й. Йоахима. Он побывал с концертами во многих странах Европы, а в 1890 году провел серию выступлений в Санкт-Петербурге. Е. Хубаи создавал сочинения не только для скрипки, им написаны симфонические произведения, а также несколько опер, среди которых – «Анна Каренина» (1914) по роману Л. Н. Толстого. Е. Хубаи обращался к творчеству европейских классиков, создавая фантазии на темы популярных сочинений. Наибольшую известность завоевала написанная композитором в 1876 году Фантазия (Fantaisie brillante) на темы оперы Ж. Бизе “Кармен” для скрипки и фортепиано, появившаяся вскоре после премьеры оперы в 1875 году. Одночастная композиция построена на самых популярных мелодиях – Хабанере, Куплетах Тореадора и др., но все они подчиняются основной теме судьбы, возникающей в начале пьесы и завершающей ее. Технически сложная, разнообразная по фактуре и штрихам, Фантазия стала достойным концертным продолжением оперы великого музыканта. Свое сочинение Е. Хубаи посвятил близкому другу – французскому композитору Анри Вьетану (1820-1881).
Профессор З.М. Гусейнова
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин