27
ноября
Пятница
18:00
2020
Стоимость билетов:
100 - 200 руб.
Купить билет
Аудитория: 6+
Адрес зала:
Россия, Астрахань, ул. Анри Барбюса, 16
Схема проездаСайт залаТелефон кассы:
+7 (8512) 66-76-30
Афиша концерта:
Концерт Санкт-Петербургского Дома музыки
симфонический концерт
I отделение

Й. Гайдн (1732-1809)
Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор Hob.viie:1

Солист – лауреат международного конкурса
Матвей Овчинников (труба)

Д. Шостакович (1906-1975)
Концерт №1 для виолончели с оркестром ми-бемоль мажор оp.107

Солист
Михаил Гранов (виолончель)
II отделение

Э. Григ (1843-1907)
Концерт для фортепиано с оркестром ля минор op.16

Солист – лауреат международных конкурсов
Виталий Петров (фортепиано)

Симфонический оркестр Астраханского государственного театра Оперы и Балета

Дирижер – Валерий Воронин

IN ENGLISH

О программе концерта

Австрийский композитор Йозеф Гайдн – выдающийся представитель венской классической школы. Он вошел в историю мировой музыкальной культуры как один из создателей классических инструментальных жанров (симфония, квартет) и форм (в его творчестве утвердились сонатная форма и сонатно-симфонический цикл). Сочинения Й. Гайдна – оптимистичные и одновременно глубоко философские – привлекают также мастерским использованием юмористических и бытовых музыкальных образов. К жанру инструментального концерта Гайдн обращался сравнительно редко. Среди немногих его удач – написанный в 1796 году Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор. Традиционная трехчастность Концерта, построенного на контрастном чередовании частей (Allegro – Andante – Allegro), раскрывает характерные гайдновские черты: многоплановость образов, опору на национальную мелодику, блестящую разработку тематизма, сбалансированность звучания солирующего инструмента и оркестра. Все это в совокупности рождает произведение, редкое по гармоничности и художественной убедительности. Свое сочинение композитор посвятил Антону  Вейдингеру (1766–1852) – австрийскому трубачу-виртуозу, солисту Венского придворного оркестра, изобретателю трубы с клапанным механизмом.
 
Концерт №1 для виолончели с оркестром ми-бемоль мажор (соч. 107) одного из великих композиторов ХХ века Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) написан в 1959 году и посвящен первому его исполнителю, выдающемуся музыканту М.Л. Ростроповичу. Композитор сохраняет в Концерте трехчастное строение, обозначая в качестве относительно самостоятельного раздела сольную каденцию, придающую особый блеск всему сочинению (1. Allegretto 2. Moderato 3. Cadenza 4. Allegro). Подчеркнутая мелодичность тематизма, особая интерпретация сольного инструмента, не конкурирующего с целым оркестром, а вступающего в диалог с отдельными его тембрами, создает совершенно новый тип концертного звучания.
Все основные темы концерта Шостакович доверяет виолончели, давая ей возможность проявить себя и в драматических, и в лирических эпизодах. Четырехзвучный мотив темы вступления, напоминающий начало до-минорной симфонии композитора С.И. Танеева, выполняет роль и основного, начального импульса Концерта, и его итога. Мотив звучит также в других частях сочинения – лирической второй и финальной. Каденция, которой композитор, вопреки традиции, завершает не первую, а вторую часть, по масштабам (она звучит около 6 минут) и по значимости становится самостоятельной частью, чрезвычайно важной с точки зрения образного строя сочинения. Финал Концерта Шостакович трактует как стремительную карнавальную сюиту, где в числе тем-масок всплывает и начальный четырехнотный мотив, постепенно набирающий силу и утверждающе звучащий в конце.
 
Выдающийся норвежский композитор, дирижер, пианист, музыкально-общественный деятель Эдвард Григ (1843-1907) принадлежит к числу европейских музыкантов, силой таланта сделавших искусство своей страны значительной частью общеевропейской культуры и создавших произведения, принадлежащих к классике мирового музыкального искусства. Автор многих инструментальных и вокальных сочинений, музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт», известнейшего фортепианного концерта, Григ с самого начала обращается к национальным истокам, раскрывая в своих сочинениях все богатство народного музыкального искусства Норвегии.
Созданный в 1868 году Концерт для фортепиано с оркестром ля-минор стал значительным событием европейской музыки. Лирическая природа концерта, романтическая свобода, национальный норвежский колорит обусловили самобытность и своеобразие этого удивительно гармоничного, блистательного во всех отношениях сочинения. Традиционный трехчастный цикл с его драматически напряженной первой частью (Allegro molto moderato), сдержанно-лиричной второй (Adagio) и народно-жанровой третьей (Allegro moderato molto e marcato) раскрывается с совершенно неожиданной стороны, благодаря новому интонационному решению. Композитор, основывая свои темы на подлинных норвежских напевах, передает особую красоту и своеобразие культуры северного народа, заставляя слушателя зримо представить себе его обычаи и традиции.
 
Профессор З.М. Гусейнова

Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки,
Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин