К юбилеям великих художников
«Гигант Пушкин – величайшая гордость наша
и самое полное выражение духовных сил России,
а рядом с ним волшебник Глинка…»
Максим Горький
Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Иванович Глинка — ДВА ВЕЛИЧАЙШИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА, своим творчеством определивших пути развития литературы и музыки в России на все времена. Их первая встреча произошла в 1820-е годы, и в последующем творческий путь одного и другого тесно переплетались. Пушкинские стихи становились романсами («Я помню чудное мгновенье», «Ночной зефир» и др.), а поэма «Руслан и Людмила» — оперой.
Творческое предназначение двух художников связано с созданием НОВОГО ЛИТЕРАТУРНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА, главной чертой которого становилась ДЕМОКРАТИЧНОСТЬ, то есть доступность читателям и слушателям всех сословий. Только подлинные гении смогли сплавить воедино ЕВРОПЕЙСКИЕ ТРАДИЦИИ и профессиональные особенности русского искусства, где главным выступает ОПОРА НА ФОЛЬКЛОР как важнейший элемент, составляющий суть литературного и музыкального высказывания.
Говоря о новаторстве Пушкина и Глинки и закономерно отмечая значимость художественного языка обоих, мы выделяем важную черту в наследии поэта и музыканта. Они представили в своем творчестве невероятное БОГАТСТВО ЖАНРОВ, бесконечно расширив образный строй создаваемых сочинений. Пушкин писал романы повести, поэмы, сказки, характерные для русской литературы, и наряду с этим — оды, мадригалы, сонеты, переосмысливая их и подавая в «русском ключе». Столь же многолик жанровый спектр сочинений Глинки, где рядом с оперой, романсом, симфонической поэмой возникали каприччио, контрдансы, тарантеллы и проч. В творчестве обоих особую роль играют иноязычные сюжеты и темы – Испании, Италии, Польши, Востока и др. Художники словно чувствуют себя стесненно в узких рамках исключительно «своего», их задача — привнести европейские черты в русское искусство и, напротив, — сделать русский стиль достоянием европейского.
Поразительные, почти МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ отмечаются в судьбах Пушкина и Глинки: они родились с разницей в 5 лет (соответственно, 1799 и 1804 годы) и в 5 дней (соответственно, 6 июня и 1 июня по новому стилю) и умерли с такой же разницей (соответственно, 10 февраля и 15 февраля). «Музой» поэта была Анна Керн, «музой» композитора — ее дочь Екатерина Керн. Пушкина после гибели в 1837 году отпевали в Конюшенной церкви Санкт-Петербурга, и в ней же 20 лет спустя была отслужена панихида по Глинке.
История сохранила сведения о ТВОРЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ поэта и композитора. Удивительной является, например, вовлеченность Пушкина в создание не только оперы «Руслан и Людмила», но и «Жизни за Царя». На обсуждение проблем с ее текстом, как свидетельствуют воспоминания современников, поэта приглашал В. А. ЖУКОВСКИЙ, испытывавший потребность в авторитетном литературном суждении. На определенном этапе работы над оперой, анализируя текст либретто, он писал поэту: «Ты тут необходим. Приходи, прошу тебя». Нам известен и факт знакомства Пушкина с этим сочинением, не случайно поэт напишет об опере, премьера которой состоялась в ноябре 1836 года:
«Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь».
Задумав оперу «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА", Глинка предполагал, что либреттистом выступит сам поэт, который говорил композитору, что многое изменил бы в написанной в молодые годы поэме (1818–1820). Безвременная кончина Пушкина не позволила осуществиться совместной работе. Глинка самостоятельно воплотил замысел, отойдя от «забавной повести» и создав величественную эпическую оперу, бережно сохранив божественную красоту пушкинского стиха.
Мировоззрение обоих художников отличается ОБЩНОСТЬЮ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ, в том числе – отношением к фольклору. В 1828 году Пушкин записал, что зрелая литература обращается «К СМЕЛЫМ ВЫМЫСЛАМ НАРОДНЫМ». Он отмечает, что выразить национальный «образ мыслей и чувствований», «особенную физиономию» своего народа — это и значит быть народным». Глинка на склоне лет выразился еще лаконичней: «СОЗДАЁТ МУЗЫКУ НАРОД, а мы, музыканты, только ее аранжируем».
Проф. З.М. Гусейнова